Курские дизайнеры оживили кожлянскую игрушку
«Кэжуал по-кожлянски» – так назвали свою коллекцию повседневной молодежной одежды дизайнеры из курского клуба «Яблочко». Вдохновила их глиняная игрушка, родиной которой является деревня Кожля Курской области (отсюда и название). Эти свистульки, известные с XVIII века, – один из брендов региона.

Яркие свитшоты, юбки, штаны, сумки по мотивам традиционного промысла уже показали на подиуме. На всероссийском фестивале «Шили-были и носили» коллекция заняла 3-е место.
Для ее создания курские мастерицы в качестве базовой ткани использовали трикотаж светло-бежевого цвета, напоминающий по фактуре глину, из которой лепят кожлянскую игрушку. Одежда украшена традиционными курскими орнаментами, которыми расписывают свистульку.
Участницы «Яблочка» работали над коллекцией полгода. Авторы проекта – руководитель клуба, дизайнер Елена Кондручина и дизайнер Полина Сазонова.
Всего в фестивале участвовало 63 коллекции из 30 регионов страны. Куряне принимали участие второй раз. Ранее побеждали с коллекцией сценических костюмов «Вечное вечное».
Игрушка спасала от голода
Кожлянская игрушка – не просто глиняная расписная свистулька. Несет она обрядовое и символическое значение. А сохранился этот промысел до наших дней благодаря Валентине Венедиктовне Ковкиной. Сначала эта игрушка спасла ее, потом едва не погубила, затем прославила.

Ее семья из Кожли Льговского уезда (теперь Курчатовский район) испокон веков занималась этим промыслом – делали глиняные свистульки-потешки. Это ремесло кормило семью, выручая в голод и в трудные годы войны.
Валентина Венедиктовна рассказывала, что просила мать научить ее делать игрушки, еще когда была совсем маленькой. Но сначала ей пришлось научиться готовить глину. Ее растирали на доске, отбивали, чтобы ни одного комочка не осталось. Только после этого допустили к лепке. А потом мать взяла Валины игрушки и поехала на базар продавать их. Но предупредила: «Если не возьмут твои игрушки, буду бить хворостиной». Покупателям же свистульки очень понравились – разобрали все. Так что довольная мать вернулась домой с подарками.

В 2007 году Валентина Венедиктовна рассказывала журналистам «Друг для друга», что свистульки делали днем и ночью, за сутки – около 250 штук. Игрушка помогла выжить и в годы страшного голода: «Одна свистулька – одно яйцо».
Спасали игрушки и в военные годы: за них по-прежнему удавалось получить какую-нибудь еду. «Что бы ни было, никогда не бросай свистунов», – когда-то напутствовала ее мать.
После войны, когда Ковкиной было 32 года и она уже воспитывала трех дочерей, произошел несчастный случай. В карьере, где женщина собирала материал для поделок, обвалился пласт глины. Валентина Ивановна получила травму позвоночника, и дальше на жизнь в деревне она могла зарабатывать уже только игрушкой. В год она делала до 13 тысяч фигурок, отвозя готовые изделия в заготконтору.
Символы земли, плодородия, дождя
После лепки игрушки сушили и обжигали в горнах до 12 часов, затем расписывали анилиновыми красителями фиолетового, малинового, зеленого и желтого оттенков. Элементы росписи имеют особый смысл: прямые и косые линии – символы земли, благодатного дождя, решетки – наделы земли, елочки, пятнышки – плодородие, урожай, волнистые линии – символ водной стихии.
В советские годы, чтобы все силы деревенских жителей шли на работу в колхозах, промысел запрещали. Следили, чтобы мастерицы не лепили дома, не выходили с котомками на продажу. Даже запрещали добывать глину. Постепенно интерес к ремеслу стал угасать, промысел начал сходить на нет, мастеров оставалось все меньше.

Трудно сказать, какая судьба ждала игрушку-говорушку, но в семидесятые в СССР внезапно проснулся интерес к старине и традициям. В глубинку отправились экспедиции. О кожлянской игрушке узнали в Москве и Ленинграде. Валентину Венедиктовну взял под опеку в 1970 году известный искусствовед Александр Фрумкин, увидев в свистульках не только фольклорные образы, но и русскую народную мудрость, сочетающую смешное и философское. Уже в 1972 году Валентина Венедиктовна принимает участие в Московской выставке народных промыслов, в 1976 году состоялась её персональная выставка. В 1984 году она устроилась в Дроняевскую школу вести кружок глиняной игрушки. Валентине Венедиктовне было присвоено звание народного мастера России, члена Союза художников России. В 2002 году она стала лауреатом премии Министерства культуры РФ «Душа России».
Валентина Ивановна скончалась в 2012 году, прожив непростые, но интересные и насыщенные 90 лет. Игрушка-говорушка – так называют кожлянский промысел за неповторимые и уникальные голоса – теперь один из самых известных курских сувениров.
Игрушки-говорушки из бетона
Несколько лет назад кожлянские игрушки выше человеческого роста появились в Курчатове, на Поляне сказок рядом с местным ДК. Огромные игрушки из бетона делал рыльский умелец Василий Артамонов.

Не только размер отличает эти фигурки. Если классическая кожлянская игрушка: барышни, медведи, олени, коты, пастушки, козлики – свистульки, то в скульптурах, которые мастерил Василий Леонидович, эта деталь оказалась лишней. Ведь его кожлянские игрушки не для музицирования, а для красоты. «И радости», – улыбался мастер.
Ему привезли десять свистулек и попросили сделать точно такие же, только размером с человека, а то и выше. «Конечно, в идеале было бы воспроизвести кожлянские игрушки из глины, как это принято. Но на практике такое невыполнимо. Прежде всего, очень много глины понадобится, а потом еще и печь нужна для обжига. Где же такую найдешь? Так что решили делать гигантские игрушки из цемента. Это и дешевле, и практичнее – лет 50 простоят и выдержат любые нагрузки», – говорил Артамонов. Кстати, кожлянские игрушки, несмотря на кажущуюся простоту, получились у него не сразу, пришлось приспосабливаться.

«Я привык к сказочным ярким персонажам, а здесь перестроиться было тяжеловато, – размышлял он в беседе с корреспондентом «Друг для друга» несколько лет назад. – Но немножко поработал и понял, что это совсем другой почерк, иной подход требуется. Вот возьмем сказочных героев, например, Кота ученого: мордочку начинаешь лепить, и уже объем пошел, щечки круглые, упитанные... И глаз начинает работать на красоту, понимаешь, как можно сделать фигуру смешной, забавной. В кожлянской игрушке все сглажено, обтекаемо, плавно... Вместо глаз, носа, рта – просто обозначение: точечки. А фигура-то должна быть живой, выражать эмоции, навевать какое-то настроение. Так что задача не из простых. Но, с другой стороны, мне очень нравится, что кожлянская игрушка – это наш промысел. И не просто русский, а курский! Западные герои мне совершенно неинтересны. Приезжали как-то: сделай Человека-паука, заплатим. Нет, говорю, ребята, даже не возьмусь! Или просят Шрэкера (так Василий Леонидович называл зеленого великана Шрэка, – авт.). Ну зачем он нам нужен? Я лучше Царевну-Лебедь сделаю! Мы должны быть патриотами своей родины. И у нас сказочные герои лучше! Вылепишь Ворону с сыром и Лисицей – и сразу понятно, о чем эта история. И не говорите мне, что Шрэкер интереснее персонажей сказок Пушкина или басен Крылова! Вот несколько лет назад я Бабу-ягу сделал. Так первое время меня многие ругали: мол, зачем ведьму такую страшную вылепил? Она же страшная! «Да какая же это ведьма? – говорю. – Это женщина, просто с неудавшейся личной жизнью». И счастлив, что мою Бабу-ягу, установленную в Рыльске, местные ребятишки оценили и очень полюбили! Никакой Человек-паук столько внимания не получил бы!»
Лариса БЕСЕДИНА, Варвара БОЕВА, фото Курского областного дома народного творчества
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (1560) от 10 сентября 2024 года

Отсутствие тротуара к детским лагерям в Курске мэр объяснил «несовершенством законодательства»

«Костры разводят, готовят картошку...» Житель Тёткино показал, как сейчас живет приграничный поселок

За неверный диагноз курянка отсудила у больницы 650 тысяч рублей

В Курске бразильцы с нигерийцем и россиянами пытались сбыть 3 килограмма наркотиков

Курский «Авангард» в меньшинстве не удержал победу над «Текстильщиком»