Около тысячи машин в одной квартире. Курянин собрал уникальную коллекцию моделей автомобилей
«Со временем это увлечение пройдет», – подумал студент Александр Аболмасов, отдавая в середине 1980-х годов половину стипендии за модель автомобиля «Porsche». Но ни через год, ни через два этого не произошло. И на сегодняшний день 55-летний житель Курчатова, инструктор по подготовке персонала атомной станции, является обладателем коллекции из почти тысячи экспонатов. В ней гражданские автомобили, спортивные и специализированные. Некоторые полки заставлены образцами исключительно военной техники.

От увлечения до страсти
Когда Александр был маленьким, его родители переехали в Карелию. Там мама работала в воинской части, а отец, будучи водителем, развозил продукты по лесным поселкам.
«И лето мое проходило или у мамы, или у папы на работе. Отец, когда ехал куда-то на машине, то всегда меня брал с собой. Ох уж эти незабываемые пейзажи, реки и озера! Везде грибы и ягоды... У мамы же на работе был постоянный контакт с солдатами, с техникой, оружием... Думаю, что все эти впечатления сыграли свою роль при выборе увлечения», – поделился коллекционер.

Мужчина считает, что отправной точкой его хобби стала покупка мамой модели микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия». Это удовольствие обошлось во внушительную на то время сумму – 5 рублей. Кстати, сейчас в коллекции курянина несколько РАФов, включая модель 2910. Этот микроавтобус на электрической тяге был специально разработан для перевозки судей на Олимпиаде 1980 года.
Когда Александру было 15 лет, семья вернулась в Курскую область, в город Курчатов. Там парень продолжил активно заниматься моделизмом с перерывом на службу в морской пехоте Черноморского флота.
Моделизм и история – неделимы
«Обратите внимание на модели «ГАЗ». Здесь представлено все, начиная от первого легкового «ГАЗ-А». А вот это «ГАЗ АА», та самая легендарная «полуторка», которую производил Горьковский автомобильный завод по образцу американского «Ford AA». У этих довоенных образцов крылья гнутые, а у этих, выпущенных в годы войны, они упрощенные. Тогда упрощалось все, что можно. Дошло до того, что оставили только одну фару, а двери сделали брезентовыми», – рассказал и показал Александр.

Историю автомобилей, которые представлены во внушительной коллекции, мужчина изучал досконально. Это неотъемлемая часть хобби. Так, в процессе обсуждения известных исторических личностей и их автомобилей Александр показал свое последнее приобретение, которое еще не заняло свое место на полке. Речь идет о машине «Mercedes-Benz G4». Этот автомобиль повышенной проходимости изначально создавался для Вермахта, но был признан слишком дорогим для армейского использования. А вот представительский советский «ЗИС-110», который очень уважал Иосиф Сталин, в коллекции курянина уже давно. Этот автомобиль, к слову, похож на американский «Packard 180 Touring Sedan».
Не обошлось и без обсуждения самых ранних образцов автопрома. Так, в коллекции Александра имеются модели автомобилей «Руссо-Балт», которые выпускались в Российской империи с 1909 года. Эти машины хорошо зарекомендовали себя и могли бы занять достойную нишу на мировом рынке, но этому не суждено было сбыться сначала из-за Первой мировой войны, а потом из-за Октябрьской революции 1917 года.
Автомобили с «лицом» и без него
Что же касается современных автомобилей, то к ним коллекционер по большей части равнодушен, особенно к «китайцам», которых на российских дорогах становится все больше: «Такое ощущение, что они все одинаковые. Пока ты не подойдешь, марку не посмотришь, они все на одно лицо. Не хватает чего-то в этих автомобилях, они не цепляют. Производители копируют что-то европейское, и в итоге получается нечто незапоминающееся. У меня модель только одного автомобиля из Поднебесной – это «Great Wall Hover».

Настоящий интерес у Александра вызывают автомобили, которые он видел на дорогах во времена своего детства и юности. Так, сейчас в работе около 20 моделей самосвалов, которые массово поставлялись в Советский Союз и были задействованы на масштабных стройках. Среди них особое место занимают чехословацкие «Татры».
Также неравнодушен курянин к американским маслкарам (с английского – мускулистые автомобили, – ред.). Этот класс машин повышенной мощности, существовавший в США в 1960–1970-х годах. Также коллекционер, который в свое время следил за автогонками, убежден, что есть «лицо» также у спорткаров.
Многое изменили интернет и технологии
«Сложнее всего было собирать европейскую серию автомобилей», – вспомнил Александр. – Эти модели к нам не доходили. Я приобретал их у перекупов. Допустим, вышла модель журнальной серии, а ко мне она попадала в лучшем случае через год. Все изменилось в 2003 году, когда у меня появился доступ к интернету».

Благодаря интернету стало легче находить готовые модели, наборы для сборки, которые коллекционеры называют «китами» (от английского kit – набор, – ред.), а когда 3D принтеры стали стоить вменяемые деньги, жизнь коллекционеров-моделистов, включая Александра, заиграла совсем новыми красками.
«Мне больше не надо гоняться за моделями и покупать их. Достаточно приобрести файл для изготовления. И дальше я с ним работаю, как хочу. К слову, могу приобрести модель в любом масштабе и перевести его в 1:43, с которым работаю», – поведал курянин.
Впрочем, одного взгляда на рабочий стол Александра достаточно для того, чтобы понять: интернет и технологии – это хорошие помощники, а окончательный результат достигается только при помощи умелых рук.
В ближайших планах курянина изготовление спортивной раллийной «Тойоты» 1970-х годов.
Особенности коллекционирования
Сотни моделей автомобилей хранить непросто. Существует множество нюансов, включая «болезни». «Посмотрите на этот образец. Он поражен так называемой «цинковой чумой». Его придется восстанавливать», – вздыхает коллекционер.

А еще деструктивное влияние оказывают солнечные лучи, влага и пыль. У коллекционера есть особые шкафы для моделей, но все равно машинки приходится регулярно протирать. Кисточкой. Это дело Александр не доверяет никому. Супруга и дочь заходят в его кабинет только как в музей. Кстати, близкие курянина поддерживают его хобби. Дочь даже просит стать отца блогером. Александр не против, но не хочет плодить однотипные сайты, размышляет о том, чтобы создать уникальный ресурс, посвященный сборке моделей.
Дмитрий СИМОНЕНКО
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1556) от 13 августа 2024 года

Битва под Суджей. Хронология вторжения ВСУ в Курскую область

Новорожденную девочку, найденную в поле, передали в новую семью

Курянин поджег свой дом, чтобы получить страховку в 5 миллионов

Куряне стали лучшими на всероссийском фестивале по спорториентированию

В каких случаях отец погибшего на СВО не имеет право на выплату

Можно ли сдать в наем квартиру, предоставленную военнослужащему?