Полутораметровые сомы в затонувшем земснаряде. Курские дайверы подняли из Сейма гигантское судно
«Погрузились на 12-метровую глубину, действительно, лежит земснаряд. Огромный! Метров 40 в длину, как небольшая подводная лодка. И это многотонное «счастье» нам предстояло поднять на поверхность!» – говорят курские дайверы. А еще они рассказали, кто поселился в утонувшем земснаряде, зачем осушали часть Сейма и легко ли порвать металлический трос диаметром 3,5 сантиметра.

Работали под наблюдением подводных гигантов
История о том, как поднимали затонувший земснаряд, произошла еще перед началом строительства АЭС-2 в Курчатове, когда обустраивали пруд-охладитель для новой атомки. Нужно было очистить дно. Если с затонувшими бревнами и другим мусором справились легко и быстро, то с земснарядом возникли серьезные проблемы.
– До того как обратиться к нам, предпринималось несколько попыток вытащить технологическое судно на берег. Доставать земснаряд брались многие, но ни у кого не получилось, – говорит руководитель экстрим-клуба «Меридиан» Дмитрий Петрушин. – Мы вызов приняли, хотя сначала и предположить не могли, какие трудности возникнут. Сначала обследовали «утопленника». Земснаряд лежал на глубине 12 метров пузом кверху. Еще и под наклоном. Это как раз усугубляло ситуацию, потому что когда до этого его пытались вытащить тракторами, он только сильнее закапывался в грунт, превращаясь для самого себя в якорь. Пришлось хорошенько подумать над инженерными решениями, сделать различные приспособления, чтобы поднять его на поверхность, перевернув под водой и перераспределив внутри воздух.

За тем, как дайверы обследовали земснаряд, пристально следили его обитатели. Оказывается, там поселились сомы. «Их было несколько, и каждый – метра полтора в длину, – рассказывает Петрушин. – Очень интересно было наблюдать, как они вальяжно плавали в капитанской рубке, словно в приключенческом фильме оказался. Так как мы в первую очередь дайверы, а не рыбаки, гигантов не тронули. Они сами исчезли, как только мы начали ставить крепления для подъема земснаряда».
Металлический трос порвался, как нитка
Задача предстояла сложная и практически невыполнимая. «То, что легко получится на суше, не работает под водой, – говорит наш собеседник. – Если бы этот земснаряд просто провалился в глубокую яму на земле, достать его было бы просто. Подогнал несколько кранов, зацепил и готово. Здесь все по-другому. Это подводный космос, где законы физики работают иначе. К тому же нет точки опоры, а есть ил, который действует против тебя. На нем предмет не просто лежит. Ил работает как присоска, то есть еще нужно суметь оторвать земснаряд от него. К тому же в огромных поплавках остался воздух, который при любом покачивании гуляет туда-сюда. В итоге земснаряд переваливается и снова ложится на бок. И не забывайте, что все это происходит на глубине 12 метров с плохой видимостью, практически на ощупь».

На берег пригнали несколько тракторов на гусеничном ходу. Тросом диаметром 3,5 сантиметра зацепили земснаряд. Начали! Толстый трос натянулся как струна, мгновение... и он рвется, как нитка! Привезли другой трос – 5-сантиметровый. Была надежда, что он выдержит.
В это время на берегу собралась группа поддержки. Взрослые мужики, затаив дыхание, наблюдали за процессом подъема земснаряда. «По накалу страстей можно провести аналогию с финалом чемпионата мира по футболу, где играет Россия, – смеется Петрушин. – Когда в решающий момент наступает гробовая тишина, нервы на пределе. Мы начинаем тянуть, земснаряд поддался, немного сдвинулся и тут же уперся в грунт. Меняем угол натяжения, появляется точка опоры, и он начинает заваливаться, переворачиваясь, чего мы и добивались. В этот момент натяжение тросов ослабили, чтобы не помешать многотонному судну перевернуться под воздействием воды и воздуха, оставшемуся внутри. И вот проржавевшая корма появляется на поверхности – победа! «Ура!» – подпрыгивая от радости, кричали мужики на берегу, сняли кепки, стали бросать их в воздух! Это был так душевно, такое единение и всеобщая радость, будто Россия действительно чемпионат мира выиграла».
Дмитрий Петрушин замечает, что для него это была самая сложная и масштабная в водолазной практике работа. «О подъеме земснаряда особо не распространялся, почему-то решил, что это будет хвастовство, – смеется Петрушин. – Но до сих пор с гордостью вспоминаю те несколько дней».
Зачем осушили часть реки
На днях дайверам снова пришлось проявить чудеса изобретательности. Между новым прудом-охладителем АЭС-2 и рекой Сейм стоят своего рода шлюзовые сооружения. Когда их строили, перекрывали часть Сейма выше и ниже по течению. И из получившегося природного «резервуара» полностью выкачивали воду, чтобы установить оборудование, проложив там трубу диаметром более метра. От нее вверх расходились еще пять труб с предохранительными заслонками.

«И каждую закрутили на 16 болтов! А сверху засыпали камнями, – поясняет Дмитрий. – По идее, каждая труба должна была возвышаться на грунтом примерно на метр. Мы ныряли – ничего подобного! Даже намека не было на трубы: камни, ил, строительный мусор. Пришлось подключать земснаряд – мощный аппарат, который вымывал грунт, бил по дну, удаляя скопившиеся за годы отложения. Как только он упирался во что-то твердое, опускал стрелу, ориентируясь по ней, я погружался. Все приходилось делать на ощупь, потому что видимость нулевая! Только руками определял, на что натолкнулся земснаряд – на задвижку или камень».
Благодаря земснаряду те самые трубы все же нашли (они находились на метр ниже дна). Но от ударов много болтов было погнуто и деформировано. Снять их оказалось большой проблемой. На многометровой глубине дайверам пришлось их ломать, срезать, применяя всевозможный инструмент. Но усовершенствованный и даже изобретенный курянами. «На то, чтобы избавить заслонки от болтов с гайками (их было около 80 штук), ушло 4 дня! Установил буи над каждой трубой, подъемные устройства на задвижки, чтобы их было можно легко поднять при необходимости. До сих пор помню удивленные лица строителей, которые, когда поднимался на поверхность со сломанными большими болтами в руках, были в шоке: «Как?»
Автомобили, старинная керамика и кораллы
Курские реки преподносят сюрпризы. При погружениях дайверы довольно часто обнаруживают любопытные находки.
Осенью прошлого года во время очередного погружения в Сейм обнаружили автомобиль. Судя по толстому слою ила и растущим на кузове водорослям, «ВАЗ-2101» утонул очень давно. «Лобовое стекло цело, капот и багажник открываются, двигатель на месте», – рассказывал Дмитрий Петрушин, добавив, что изучить подробно «курский титаник» сразу не удалось. В том месте Сейма вода непроточная, и при малейшем прикосновении сильно поднимается муть.
В списке подводных находок были и фрагменты керамики, предположительно, XVII века. Когда-то обследованное дайверами место славилось не только на Руси – даже из Греции по реке сюда приходили суда за мукой. Также обнаружили кости буйволов, почерневшие от времени. А очередное погружение у так называемой Гапоновской плотины пополнило коллекцию старинной керамики. Вернее, ее фрагментов.
Кстати, в 2015 году на глубине около 7 метров в развалинах старой мельницы куряне обнаружили обломок чугунного горшка и несколько медных монет, датированных 1863 годом. «В том месте небольшое течение, благодаря которому медяки не покрылись илом и их удалось обнаружить», – пояснял Петрушин.
То погружение не обошлось без мистики. Развалины старой мельницы дайвер снимал на видеокамеру. «Приехал домой, начал смотреть. Вот мы заходим в воду, погружаемся, подходим к мельнице и... белый экран! Отходим от бревен, снова появляется изображение. Что это было? Не знаю. Видимо, неслучайно с мельницами связаны мистические истории, а наши предки считали, что мельник дружил с нечистью», – рассказывал наш собеседник.
Действительно, в русских деревнях верили, что под мельничным колесом живет водяной, под днищем русалка моет волосы, на столбах сидят черти... Водяной следил за исправностью мельницы. Мельник с ним должен был водить дружбу, иначе мельничное колесо будет постоянно останавливаться, а весной, устроив сильный разлив, водяной и вовсе мог разорить постройку. Поэтому ему подносили оброк в виде муки, хлеба, водки. В прежние времена ходили упорные слухи, что мельники, желая задобрить водяного, могли столкнуть в воду пьянчужку, на свою беду проходившего ночью мимо мельницы.
Подводный мир курских рек довольно интересный: «кораллы», ракушки, рыбки... «Кораллами» называют пресноводную губку бадягу, действительно напоминающую полипы, обитающие в морях. Растет она на камнях, ветках утонувших деревьев... «Эта губка хорошо известна в косметологии, – поясняет Дмитрий. – Мазь от синяков делают именно из нее». В старину бадягу называли девичьими румянами. Барышни втирали порошок из высушенной губки в щеки, царапая кожу. Из-за микроскопических кровоизлияний и появлялся румянец.
Александра БЕРЕГОВАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Людмила
2 мая 2025, 08:04e-mail: llukonina@yandex.ru, город: ПодольскОчень понравилась статья, интересно было читать и знакомиться с фактами. Спасибо. Читала с удовольствием.
Администратор сайта
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 28 (1551) от 9 июля 2024 года

МЖД на Коренской ярмарке: «прокатиться» в ретрокупе и узнать о современных сервисах и услугах

Трое мужчин и девушка осуждены за вымогательство и лишение человека свободы

Железногорец, «играя на инвестициях», потерял 5 миллионов рублей

16-летний курянин из «Реала» включен в резерв взрослой сборной

Навязанные услуги и некачественные работы. Куряне отстаивают свои потребительские права