Фестиваль «Дружины Неполки» отправил курян в Средневековье
Каждый год в Золотухинском районе у села Тазово на берегу реки Неполки проходит военно-исторический фестиваль «Дружины Неполки». Он посвящен истории жителей Посемья в эпоху Средневековья IX–XI веков. В этот раз участники фестиваля из разных городов страны стали съезжаться в Курскую область еще 19 июня. Зрительский день, когда средневековый город «Дружин Неполки» открыт для посещения, прошел 22 июня. Журналисты «Друг для друга» побывали в гостях у реконструкторов и узнали, как они пережили ураган, бушевавший в области 20 июня, из чего построили усадебный жилой комплекс Средневековья и до какой температуры удалось разжечь гончарный горн, построенный по древней технологии.
![](/image/new/019322.1.jpg?sfn3pk)
Пережили град, ливень, зной и ураган
Когда реконструкторы приехали на поляну у реки Неполки, установили палатки и стали готовиться к состязаниям, резко испортилась погода. Налетел мощный ураган. «Это было нечто, – рассказывают участники фестиваля. – На лагерь обрушился мощный ливень, штормовым ветром сорвало почти половину палаток, ловили их по полю. Но все это мы расцениваем как приключение. Вообще, уже сложно представить фестиваль без природных катаклизмов. Мы переживали град, ливень, зной, пережили и это».
Несмотря на то, что погода немного испортила планы, все же удалось провести часть запланированных на этот день турниров. А еще провести эксперименты. «Уже второй год экспериментируем, – рассказывает Павел Касьянов, заместитель руководителя клуба исторического фехтования «Рарог». – Если в прошлом году собирали съедобные травы, то в этом решили сделать природные красители. Для этого собрали в поле желтые цветы и покрасили шапочку. Именно так, как это столетия назад делали наши предки. Потешный эксперимент получился».
Гончарный горн разогрели до 1100 градусов
Многолюдно на берегу реки Неполки было в субботу, 22 июня. Зрительский день по традиции собрал множество гостей, которые стали путешественниками во времени, переместившись на тысячу лет назад. Организаторы в этом году смогли удивить, специально к фестивалю построив гончарный горн (использовали дошедшие до наших времен чертежи и описания) и полноразмерную копию усадебного комплекса раннего Средневековья.
![](/image/new/019322.2.jpg?sfn3pk)
В этот день проходили всевозможные активности и турниры. Шли бои, как единичные, так и массовые, дефиле в исторических костюмах, кулинарные конкурсы. Был даже женский, правильнее сказать, ирландский футбол. Курян учили стрелять из лука, делать глиняную посуду на гончарном круге и правильно ее обжигать в горне.
«Есть предположения, что именно гончарный круг стал первым техническим устройством, которое дало толчок для развития цивилизации, – замечают реконструкторы. – И важный этап развития гончарного мастерства – обжиг».
Прежде чем приступить к сооружению гончарного горна, проконсультировались с археологами. Ученые много раз находили остатки таких сооружений во время раскопок и знают все тонкости устройства этого приспособления.
– Только возводили мы горн в экстремальных условиях, когда как раз хлестал ливень и ураганный ветер срывал наши палатки, – уже с улыбкой рассказывают участники фестиваля. – Нам удалось довести температуру в горне до 700–800 градусов. И тут начало хлестать сверху, вода заливалась внутрь, закрывали дымоход, как могли и чем могли. Дело в том, что для горна перепады температур опасны, это трехкамерное сооружение могло треснуть. Но нам удалось спасти горн, в работе он показал себя наилучшим образом, даже выдержал температуру 1100 градусов! В этот момент пламя вырывалось из «трубы», сам горн гудел так, что казалось, вот-вот взлетит».
Посуда, которую предварительно сделали на гончарном круге, успешно прошла обжиг в глиняном устройстве. У горшков, кувшинов, мисок есть названия. Так, братина – это круглая чаша для хмельных напитков, из которой принято было пить на братчинных пирах – общих застольях. Рыльники – это глиняный сосуд для перетапливания коровьего масла с широким горлом с коротким носиком – «рыльце». Опарники (их еще называют затворники) – горшок для «затворения» теста, в них ставили опару, такой посудой закрывали и печь. Есть еще и кашник – название говорит само за себя.
Одежда, «придавливающая» к земле
Гости фестиваля не могли пройти спокойно мимо рыцарей в старинных доспехах – обязательно фотографировались на память. А те, кто посмелее, просили кольчугу для примерки. И их тут же «придавливало» к земле – не так просто ходить в железной одежде, которая весит больше 10 килограммов. Кстати, под кольчугу надевается как минимум два слоя одежды: поверх льняной рубахи – шерстяная или кафтан.
![](/image/new/019322.3.jpg?sfn3pk)
Еще одну печь соорудили в построенном к фестивалю жилом доме под тростниковой крышей, куда водили экскурсии. И от желающих не было отбоя – у необычного для современного человека строения собиралась очередь. Всем было интересно оказаться внутри жилища, в котором нет окон, чтобы прикоснуться к быту жителей Х века, понять, каково это – отсутствие элементарных условий.
По периметру установлены скамейки. Сидя на них, обедали, мужчины плели сети (вы знали, что в древние времена вязание было чисто мужским занятием?), женщины занимались рукоделием. На этих же скамейках и спали, постелив шкуры. Единственный источник света – в крыше, он же и дымоход.
– Условия, конечны, далеки от комфортных, – говорят историки. – Дым из печи поднимается вверх, оставляя копоть на стенах и скате крыши. Проверено на деле – тяга хорошая, дышится свободно. Другое дело, что в доме, площадь которого небольшая, приходилось уживаться не только людям, но и животным. Представьте семью, в которой 8–10 детей. Шум, гам, крики... В морозы еще и скот забирали к себе, чтобы козы, телята не погибли от холода. И вся эта развеселая компания как-то умудрялась сосуществовать. Как? Современному человеку, конечно, представить это сложно.
![](/image/new/019322.4.jpg?sfn3pk)
Когда реконструкторы приступили к строительству этого жилища, оказалось, что не все так просто. «Археологические находки дают, конечно, общее представление, как дома устроены, каких размеров они были. И если до нас дошли остатки фундаментов, то стен, крыш не сохранилось. Так что как и по какому принципу конструкция собиралась, уже додумывали, шли путем проб и ошибок. Конечно же, после консультаций со специалистами: археологами и строителями. Если в теории представляли, как возводить такие строения, то при детальном изучении появлялись многочисленные вопросы. Приходилось экспериментировать».
Зимовка в средневековом доме
Стены средневекового жилища собирали по технологии заплот, то есть из плотно подогнанных друг к другу бревен, досок. Внутри же сделали небольшой котлован – это характерная черта для домов того периода. «Если у нас пол в домах углубляли, то на Севере дома строили иначе – их, наоборот, поднимали над землей, – говорят участники фестиваля. – Все из-за повышенной влажности грунта, в котором дерево гниет. До сих пор в северных регионах говорят: «Чем выше завалинка, тем богаче дом».
![](/image/new/019322.5.jpg?sfn3pk)
В центре жилища – глиняная печь. В ней готовили еду, ею же и отапливали помещение. «Есть у нас идея приехать сюда зимой с ночевкой, растопить печь, прогреть жилище, – говорят реконструкторы. – Думаем, градусов до 16 воздух прогреется. А если учитывать, что по современным требованиям зимой в квартирах температура +18°С соответствует нормативам, то ночевку в средневековом доме мы точно переживем. Причем без спальных мешков. Будем укрываться, как и и люди более 1000 назад, – шкурами. Так что обязательно приезжайте следующим летом к нам на фестиваль «Дружины Неполки» – расскажем про зимний опыт».
Варвара БОЕВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 26 (1549) от 25 июня 2024 года
![Премия «Призвание» и броневики. Первый канал показал работу курских медиков в приграничье](/image/new/019311.0.jpg?sfn1x5)
Премия «Призвание» и броневики. Первый канал показал работу курских медиков в приграничье
![Не рабочая и не колхозница. Что связывало Веру Мухину с Курском](/image/new/019321.0.jpg?sfn38i)
Не рабочая и не колхозница. Что связывало Веру Мухину с Курском