Илья Муромец и Добрыня Никитич – идеальные герои комиксов. Курский художник создает богатырскую вселенную
Тяга к рисованию у художника Романа Шевердина появилась ещё в раннем детстве, когда под впечатлением от просмотренных мультфильмов он рисовал различные картинки. Любил мальчик и раскраски, их у него было очень много, но больше всего ему нравились раскраски с Человеком-пауком и Астериксом. Видимо, уже тогда его завораживала идея создания миров, полных приключений, а не только разрозненных рисунков. Сегодня Роман – популярный в России комиксист. Мы встретились с художником и узнали, почему Илья Муромец и Добрыня Никитич – идеальные герои для комиксов.
СуперРусский – современный герой и советский шпион
В детстве Роман Шевердин мечтал стать мультипликатором. Со временем ему все больше стали нравиться комиксы. Теперь отмечает, что быть комиксистом даже лучше – больше простора для творчества.
«Комиксы раньше было трудно найти, так что каждый, даже затертый журнальчик был настоящим сокровищем. И я сам начинал что-то подобное повторять, рисовал коротенькие юмористические истории про сверстников и про выдуманных супергероев. Фаворитом у меня тогда был персонаж СуперРусский – как ни странно, в двух ипостасях. В одной – современный герой в ярко-синем костюме, борющийся с причудливыми суперзлодеями, в другой – советский шпион, разоряющий фашистские логова. Вроде персонажи разные, но звал я их почему-то одинаково, уже трудно сказать, почему так», – говорит наш собеседник.
В семье Романа художников нет, но родители поддерживали увлечение мальчика – покупали «километры» альбомов для рисования, стопки раскрасок, килограммы пластилина и целые патронташи фломастеров, которые он расходовал с невероятной скоростью. В младших классах Рому отдали в художественную школу, где, не особо увлекаясь теоретическими основами, он охотно рисовал разные иллюстрации и лепил веселые фигурки.
Непосредственно к освоению художественного ремесла вернулся уже при поступлении на художественно-графический факультет КГУ, сейчас направление, на котором учился Роман, является частью факультета искусств и арт-педагогики. Там и произошло его дальнейшее становление как художника-комиксиста. «Видимо, так было предрешено. Ну или складывалась такая закономерность на протяжении жизни, кому что больше импонирует: будь то детские раскраски, мультики про Людей Икс, красочные иллюстрации с богатырями или зарождение массовой экранизации комиксов на большом экране в 2000-х. Все эти факторы сложились воедино. Мне же всегда нравились истории про борьбу архетипично хороших парней со злодеями, будь то былины, древнегреческие мифы или же современные супергерои. Стиль подачи истории в комиксе мне тоже импонирует. Тем более что я стал их воспринимать всерьез, когда появились блестяще нарисованные и написанные работы известных авторов вроде Алана Мура, Майка Миньолы, Фрэнка Миллера и множества других. Сразу стало ясно, что такие визуально безупречные вещи язык уже не повернется назвать легкими книжками с картинками для деток. Так что я загорелся идеей создавать не просто комиксы, а нечто уникальное, цепляющее, что можно назвать произведением искусства».
Как Илья Муромец стал героем комикса
Когда Роман учился в магистратуре, для диссертационного исследования, помимо теоретической, ему нужна была и творческая часть, какой-то художественный продукт, будь то серия портретов, скульптура или набор керамики, наглядно показывающий возможности того художественного средства, которому было посвящено исследование.
«Тогда я уже понял, что комикс – это именно та форма творчества, которой я могу привнести что-то новое в искусство. А древнерусские былины прекрасно по своей структуре подходят для комикс-адаптации. Это целый мир, наполненный разнообразными персонажами, существами, событиями. К тому же русский человек скептически относится к западным героям в обтягивающих костюмах, сколь бы могучими их ни показывали, а вот богатырь у нас воспринимается заведомо героем, защитником и спасителем. Идеальный герой для комиксов», – отмечает художник.
Задачу Роман себе поставил не из легких, ведь нужно было не только написать полноценную историю, но и нарисовать ее. И это не пара портретов или иллюстраций, а несколько десятков графических листов, на каждом из которых масса деталей, персонажей и ракурсов. Нужно было сделать не одну-две картинки, доводя их до совершенства, а сотни. Художник справился, и к защите у него была законченная напечатанная история. Именно она затем легла в основу полноценной книги «Илья Муромец: Песнь Соловья» на 200 с лишним страниц, которая вышла в 2021 году.
Роман Шевердин признался, что не рассчитывал на такое большое количество положительных отзывов и для него было приятной неожиданностью, что публика высоко оценила дебютную работу. Впрочем, были и те, кому комикс не понравился.
– На чистой воды вкусовщину или необоснованную агрессию, просто потому что человек в голове себе это иначе представлял, я не обращаю внимания. Читатели вправе иметь свое мнение – для этого мы и читаем книги, смотрим фильмы. А вот к конструктивной критике я всегда стараюсь прислушиваться и учитывать в дальнейшем, – говорит Роман.
Пареньки с района и пугающий Жмот
После завершения дебютной работы, занявшей довольно много времени, художник захотел отдохнуть от богатырской тематики, внести разнообразие и создать что-то совершенно непохожее. Так появилась идея «Кладоискателей». Это остросоциальная история, поднимающая неприятные, но злободневные темы, упакованная в формат жестокого «слэшера» (поджанр фильмов ужасов, для которого характерно наличие убийцы-психопата, – ред.) со всеми отличительными особенностями жанра.
«История изначально была весьма смелой и острой, ступающей, можно сказать, по острию ножа. Я даже не думал, что кто-то возьмется ее печатать, слишком уж она была жесткая и рискованная. Но издательство «Альпака» не только проявило изначальный интерес к ней, но и довело ее до печати в наилучшем виде. Там я смог выкрутить атмосферу на максимум и полностью реализовать все заложенные идеи, чем оказался очень доволен. И читателям тоже понравилась эта история про двух простых пареньков с района, ставших мишенью для таинственного и пугающего Жмота», – рассказал художник.
Еще один яркий проект, в котором принял участие Роман Шевердин, получил название «Русы против Ящеров». В издательстве ему предложили сделать мини-комикс по мотивам нашумевшей видеоигры. Оказалось, что на просторах интернета читатели делятся впечатлениями об игре и размышляют, каким мог бы быть комикс по этой вселенной. С этим к художнику и пришли. За месяц он нарисовал в цвете шесть страниц законченной истории, которую выложили в интернете бесплатно. Она получила такой отклик, что было принято решение срочно собирать полноценный выпуск. К делу подключилось несколько талантливых сценаристов и художников, каждый из которых проявил себя с лучшей стороны. На одном выпуске история не закончилась, и уже вышла вторая часть.
Как создаются комиксы
«Расскажу, как по-правильному, хотя сам не всегда придерживаюсь этих требований. Я не пишу конкретный сценарий, а составляю его основу, и по мере создания страниц позволяю истории самой течь дальше. Это оставляет пространство для маневра и возможность привнести новые оригинальные идеи, которые не сразу пришли на ум. Но вообще, сначала разрабатывается сценарий, в котором прописаны все события, сколько страниц и сколько каких панелей на каждой из них. Далее художник делает раскадровку, согласовывает ее со сценаристом и потом уже приступает к более детальному изображению. Я так почти никогда не делаю, потому что сразу придумать для всех страниц интересные ракурсы или композицию не всегда удаётся. Но, с другой стороны, потом уже проще рисовать эскизы страниц, когда всё уже продумано. Далее художник набрасывает эскизы страниц и после согласования делает детальное черно-белое изображение. Потом тот же художник либо колорист привносит в страницы цвет. После этого в комикс добавляется леттеринг – это расположение баллонов (их еще называют облачко, пузырь, выноска, – ред.) с текстом, звуком и так далее. Этапы подготовки непосредственно для печати уже не подскажу точно, но составляется постраничный макет, вымеряются возможные лишние края под обрезку, в общем, производятся все манипуляции, касающиеся подготовки макета для печати, и затем сама печать. Этим зачастую занимаются издательство и типография, мои полномочия тут заканчиваются», – поделился Роман секретами создания комиксов.
Как отметил художник, в активной разработке находится еще один полноценный том Богатырской вселенной, теперь уже про Добрыню Никитича. История стартует сразу после событий «Песни Соловья», так что, по сути, это продолжение, хотя и не прямое.
Роман Шевердин обещает, что в комиксе будет масса интересных событий и приключений, глубже погружающих читателя в мир богатырей. «Только уже с точки зрения молодого рязанского княжича Добрыни, со всеми вытекающими проблемами и опасностями», – интригует художник.
Денис БЕРЕЖНОЙ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (1538) от 9 апреля 2024 года
Пчеловоды подали иск к Рыльскому монастырю на 6 миллионов рублей
Потайная ниша, дачная ОПГ и обманы на миллионы. Громкие дела курских следователей
Космонавты в Марьино: Онуфриенко поймал 9-килограммового карпа, Батурин организовал фотовыставку
Главбуху районного центра соцобслуживания дали 4,5 года за хищение 16 миллионов
Скидки до 25% на слуховые аппараты и бесплатная консультация в «Радуге звуков»