С потолка капал расплавленный пластик... 40 лет назад курский летчик посадил горящий самолет в поле
12 сентября внимание всей страны было приковано к ЧП, которое случилось в Новосибирской области. Самолет «Аэробус 320» «Уральских авиалиний» экстренно сел в поле. Чудом обошлось без жертв. Сейчас идет расследование произошедшего, и говорить о причинах случившегося можно будет только по его результатам. А между тем в истории курской авиации была похожая история. Зимой 1982 года экипаж самолета «Ан-24», который выполнял рейс из Курска в Одессу, также смог посадить лайнер на клеверном поле. Тогда комиссия курских летчиков, предотвративших трагедию, сначала отругала за то, что не смогли дотянуть до аэродрома. А когда разобрались, высоко оценили действия экипажа, вписали анализ истории в лётные инструкции и наградили героев наручными часами. По телевизору про такое тогда вообще не рассказывали.
Экстренная посадка в поле под Новосибирском
Для начала коротко напомним, что произошло 12 сентября с самолетом в Новосибирской области. «Аэробус A320» следовал по маршруту Сочи – Омск. Пилоты приняли решение совершить аварийную посадку на грунт в районе села Каменка. Причиной незапланированного приземления в поле стали технические неполадки. По предварительной информации, из строя вышла гидравлическая система.
По данным «Базы», во время допроса командир воздушного судна Сергей Белов рассказал, что полет шел штатно, но уже около Омска, по предварительной информации, отказала гидравлическая система. В аэропорту для аварийного приземления оказалась короткая полоса. Поэтому командир воздушноко судна решил не рисковать и увести борт в Новосибирск. Пилоты убрали шасси, но створки остались открыты, поскольку в гидросистеме уже не хватило давления. Тогда летчики в соответствии с инструкциями рассчитали запас топлива – его как раз должно было хватить до Новосибирска.
Но во время полёта, согласно рассказу командира лайнера, топливо «стало критически уменьшаться» и не сходиться с расчетами. Пилот попросил бортпроводников готовиться к аварийной посадке и подал сигнал бедствия.
Стали искать место для приземления. Когда запасов топлива оставалось на пять минут, они заметили подходящее поле (поскольку «рядом больше ничего не было», кроме болот с лесами) и успешно посадили самолет, который остался практически полностью цел – у него лишь надломилась передняя стойка шасси.
Пилот «Уральских авиалиний» Сергей Белов в эфире «России 24» объяснил свое решение посадить пассажирский самолет А320 в поле под Новосибирском наличием риска отказа двигателя. «Почему принял решение сажать самолет с рабочими двигателями? Потому что, если будет отказ двигателя, через восемь минут уже закончится топливо, то там уже будут последствия», – сказал он, добавив, что при отключении двигателя посадить воздушное судно было бы тяжелее, так как остальные дополнительные системы также отключились бы.
Горели рукав и волосы
О героическом экипаже рейса №395, который летел из Курска в Одессу в декабре 1982 года, мы рассказывали несколько лет назад. Решили, что еще раз напомнить об этой истории важно. Пилоты тогда совершили невозможное: смогли посадить горящий «Ан-24» в клеверном поле, сохранив жизни людей.
Оказывается, с мая 1937 года у курян была своя санитарная авиация. С 1947-го открылись внутренние рейсы в Хомутовский, Крупецкий и Большесолдатский районы. Началось пассажирское сообщение с Москвой, Ленинградом, Минводами и Симферополем. Потом Киев, Ростов, Волгоград, Минск, Саратов, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Куйбышев, Рига, Краснодар, Вологда, Пенза, Одесса
Как раз в Одессу направлялся рейс №395 16 декабря 1982 года. «АН-24Б» взлетел после промежуточной посадки в аэропорту Борисполь под Киевом. Полет проходил нормально. Бортпроводница Наталья Леонова, проверяя, не требуется ли что-нибудь пассажирам, ходила по полупустому салону – из 52 мест заняты оказались только 22. И вдруг что-то произошло: поступил сигнал пристегнуть ремни. Из кабины вышел штурман Михаил Мартыненко, шепотом передав ей приказ командира корабля Юрия Ермакова: «Успокой пассажиров!» С этим распоряжением стюардесса справилась на «отлично» – в течение следующих 7 минут 40 секунд (именно столько их судьба висела на волоске) она не позволяла панике овладеть людьми.
Когда до Одессы оставалось 110 километров, сработала сигнализация. «Аварийное отключение автопилота и всего остального, и сразу появляется запах гари», – рассказывал первый пилот самолета Юрий Ермаков.
Тут же в кабину из электрощита повалил едкий дым – копоть, смешанная с запахом хлора и горящей пластмассы. Пламя стало распространяться так быстро, что от огнетушителей оказалось мало толку. Огонь «съел» потолок. Ермаков приказал экипажу надеть маски и начал экстренное снижение.
Как вообще можно вести машину, когда вокруг дым столбом и ничего не видно? Какое-то время – по приборам.
Самолет вошел в 10-балльную облачность. К тому моменту вся электроника была обесточена, работали только двигатели. Со скоростью 540 километров в час машина неслась вниз буквально вслепую. Всматриваясь сквозь непроницаемую завесу дыма и облаков, Ермаков ориентировался лишь на показания высотомера, которые выкрикивал стажер Владимир Скарюкин: 5700 метров, 4000 Бортмеханик Николай Бородин, увидев, что на командира с потолка капает расплавленный пластик, бросил свою кислородную маску и, схватив с вешалки шинель, стал, как мог, защищать им Ермакова. Вряд ли тогда Бородин думал о последствиях отравления ядовитым дымом и шрамах, которые останутся у него после ожогов. У Ермакова горел рукав, под маской обгорели волосы.
Самолет выскочил из облаков. Впереди – деревня и ЛЭП
Пассажирский салон, в котором кислородные маски попросту не были предусмотрены, был уже полон дыма. Люди, подбадриваемые бортпроводницей, закутали лица платками и шарфами. Чтобы пассажиры не задохнулись, экипаж сознательно нарушил инструкцию – на высоте двух километров разгерметизировали кабину и приоткрыли переднюю багажную дверь. Позже это решение не просто будет одобрено, а войдет как изменение в руководство.
– Очень большую помощь оказал бортмеханик, – вспоминал несколько лет назад Юрий Ермаков. – Он предложил: пассажиры задыхаются, туда дым идёт, давай разгерметизируем самолёт. Разгерметизировали. Давай откроем передний багажник. Открыли передний багажник. У нас горит в кабине, а передний багажник рядом, туда стало вытягивать дым, пассажиры не задохнулись.
С большим креном (по показаниям черного ящика в некоторые промежутки времени он превышал 70 градусов) самолет выскочил из облаков. Командир перешел на визуальный полет, определяя место для экстренной посадки. Впереди – деревня и высоковольтная линия, за ними – поле клевера. Юрию Ильичу помог опыт работы в авиации сельхозназначения, полученный в Курске и Казахстане. Опытный глаз находит ровную площадку, и через секунды самолет садится, будто не на кочки и сырую стерню, а на полированный бетон. Однако более трудного приземления у пилота еще не было. Садились, надеясь на чудо. Едва прошли ЛЭП и деревню. Без выпуска шасси самолет пропахал на «брюхе» 350 метров, распоров обшивку фюзеляжа и едва не развалившись на части.
Экипаж сразу же приступил к эвакуации пассажиров. Основную дверь и аварийные люки заклинило, удалось открыть только заднюю багажную дверь. Через неё пассажиры и выбрались. Людей успели отвести на безопасное расстояние, вскоре раздался взрыв. От машины практически ничего не осталось. Пассажиры и члены экипажа смотрели на взметнувшееся пламя уже отойдя на приличное расстояние.
И все же нервное напряжение тех неполных 8 минут, когда решалась судьба людей, дало о себе знать. «Знаете, когда, если грубо сравнить, собака на охоте долго бежит, останавливается – у нее ребра так: ты-ты-ты... Вот так и у меня несколько часов ребра «ходили». Все это, конечно, на взводе. И два дня, особенно первую ночь, я вообще не спал. Не хотелось, просто не хотелось», – рассказывал Ермаков.
Артур АЛЯБЬЕВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 38 (1509) от 19 сентября 2023 года
По следам чупакабры. В Курской области неизвестный зверь убивает скот и пьет его кровь
В Курске при начислении платы за содержание жилья могут применить тарифы 2014 года
Участники чемпионата лени в Черногории установили новый рекорд