Владимир Винокур: «В Курске испытываю волнение». Юморист прогулялся по улицам детства
В начале сентября в Курской области прошли гастроли Владимира Винокура и его Театра пародий. В Щиграх, Курчатове и Курске вход был по бесплатным пригласительным, которые очень быстро разобрали. Например, в кассу областного Дворца культуры, который теперь носит имя артиста (это бывший ДК железнодорожников), очередь занимали с 6 утра. Приехав в Курск, Владимир Натанович прогулялся по родным улицам, с которыми у него связаны воспоминания детства и юности.
«Всем говорю, что я – курянин!»
Первым делом Винокур отправился к дому на улице Горького, 9, – там жили его родители. Недалеко – дом бабушки и дедушки... «Волнение испытываю, – признался Винокур. – Хотелось поклониться дому, где мы жили дружной семьей. Я же так и не стал москвичом, так и говорю – я из Курска, я – курянин».
Побывал артист и в монтажном техникуме на улице Советской. «Я же петь хотел, а отец мне сказал: «Не знаю, будешь ли ты петь, но стоит пойти в техникум и получить профессию. Будешь поющим строителем», – вспоминал Винокур. Но уточнил, что еще во время учебы в техникуме тайно от родителей поступил на вечернее отделение музучилища. «Учился вокалу на отделении дирижеров-хоровиков», – говорит юморист.
Тема дипломного проекта в техникуме у Винокура звучала так «Арматурный цех производительностью 10 тысяч тонн арматуры в год». Защитился студент, кстати, на «отлично». А в подвале техникума до сих пор сохранилась стена, выложенная Винокуром во время производственной практики. На ней установлена табличка: «В возведении этой стены принимал участие народный артист РСФСР Владимир Винокур». На первый взгляд не видно, что она кривая. Но если внимательно присмотреться... Да и сам Винокур любит пошутить по поводу своего «таланта» строителя.
Прогулялся Винокур и по другим памятным для него местам в Курске. «Видел я и роддом, где появился на свет (сейчас там находится медицинской колледж, – ред.). А вот школу мою снесли. Она была на улице Ленина, рядом со стадионом «Динамо». Доехали до музучилища. Во Дворце пионеров пел в хоре, стал солистом, а в 14 лет – лауреатом областного конкурса, и обком комсомола наградил меня поездкой в «Артек». И там мне ещё раз повезло – я снова победил в конкурсе. В то время в «Артек» приезжал наш первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Еле-еле я «выцыганил» фотографию: тогда ведь не было смартфонов, камер. Выпросил снимок у фотографа, подарив ему за это американский значок. Лагерь-то был международный Короче, у меня есть фотография: мне вручают медаль, а совсем рядом сидит Юрий Гагарин. Тогда домой я вернулся, будто из космоса», – рассказал Винокур курским журналистам.
«Ты не пел, а орал»
– Что еще помните из своего детства?
– Помню, что на вопрос, как я учусь, мои педагоги отвечали: пятерки, четверки, а русский и литература – шесть. Такой оценки, конечно, не было, но я просто обязан был знать эти предметы лучше всех: русский и литературу преподавала мама. Если мама учила меня правильно писать и читать, то отец учил жизни.
Рассказал Владимир Винокур и о знакомстве с легендарным Марком Бернесом. «Мне тогда было 14 лет. И в Курск на гастроли приехал Бернес. Билеты на концерт было невозможно достать! Сидел дома, вдруг сосед открывает дверь: «Пойдём ко мне». Захожу. А там сам Бернес! Я обалдел! Оказывается, они когда-то вместе учились. Сосед меня представил: «Это Вовка. Давай, начинай петь». Марк Наумович спрашивает: «А что ты, Володя, поёшь?» – «Бухенвальд-ский набат», «Хотят ли русские войны», – говорю я. – «Ну, спой», – согласился меня послушать Бернес. Я и начал: «Хотят ли русские войны?..» Он очень удивился, остановил меня: «Чего ты орешь? Знаешь, как надо?» – и тихо спел, я на всю жизнь это запомнил. А потом я с ним встретился, когда в армии служил. На стадионе был праздник в честь Дня Победы. Вижу, он сидит с палочкой. Подхожу: «Здравствуйте, я из Курска. Помните, меня представлял ваш друг. Я еще пел «Хотят ли русские войны?». «Ну, ты не пел, а орал», – сказал он мне, вспомнил все-таки...
«Я верю в судьбу»
– Не страшно было приезжать с концертами в приграничный район?
– Нет, не страшно. Я верю в судьбу. В моей жизни было много случаев, когда решался вопрос: туда или сюда, жизнь или смерть. Помню, мы с Львом Лещенко выступали в Новороссийске, а потом должны были идти на корабле в Сочи. На стадионе конферансье уже объявил, что «после концерта Лев Лещенко и Владимир Винокур садятся на знаменитый пароход «Нахимов». Неожиданно Льва Валериановича вызывают на правительственный концерт во Дворец съездов. Я подумал: «Раз Льва нет, я тоже не поеду». А ночью произошла катастрофа: корабль потерпел крушение. Или однажды на съёмках «Аншлага» почувствовал себя плохо. И снова нужно было плыть на корабле. В Нижнем Новгороде обратился к врачу, а он сказал: все будет нормально. Однако наш директор вызвал «скорую», сделали УЗИ, через 15 минут – на операционный стол, иначе начался бы перитонит. Если бы я сел на корабль, к берегу быстро пристать не смогли бы, а на корабле операцию не сделать. Все знают, что в Германии я попадал в аварию: двое погибших, а меня смяло, как цыпленка табака. Вновь повезло – спасли военные врачи. Жизнь полна неожиданностей.
– Как вы относитесь к тому, что Дворцу культуры в Курске присвоено ваше имя?
– Для меня это огромная, немыслимая честь. При жизни нечасто так бывает – назвать что-то именем артиста, который еще «функционирует». Мне и Надя Бабкина, которая тут выступала, и министр культуры Курской области Юлия Полетыкина присылали фотографии Дворца с табличкой. Лев Лещенко, кстати, уже завидует и интересуется, а нет ли Дворца культуры в Большесолдатском районе, в селе Любимовка, где жили его родные.
– С недавнего времени куряне каждый день слышат ваш голос в транспорте – вы объявляете названия остановок
– И снова это большая честь для меня. Получилось и смешно, и грустно. Если раньше ездил по этим дорогам как пассажир, то теперь уже как диктор.
«Дом дедушки и бабушки в Курске казался мне гигантским»
Родному городу в своей книге «Смех без причины» Владимир Винокур посвятил большую главу.
«Самые светлые воспоминания из детства, из юности, из Курска. Запах хорошей еды помню. Очень вкусно готовила бабушка, и мама тоже. С бабушкой и дедушкой связано совсем раннее детство, когда мы все вместе жили в частном доме, который мне казался гигантским. У деда во дворе постоянно жили собаки. Овчарки, дворняги. Дед их на улице подбирал, кормил... Во дворе стояла будка, в ней собаки ночевали. Те, которым места в будке не хватало, ночевали под крыльцом. Ждали, когда дед выйдет и вынесет им поесть. Дед был очень добрый человек. Собаки его узнавали, радовались ему, виляли хвостом. Помню, они были ужасно худые, ободранные. Были одноухие, были с отрубленными хвостами. Дед их жалел... У нас была русская печь, в которой готовили еду, пекли пироги. Пироги получались невероятно вкусные. С дымком. Как-то бабушка сварила щи с огромным куском мяса. Поставила на стол. Дед подошел, взял казанок и вышел во двор. Через несколько минут вернулся с казанком, поставил обратно. Бабушка хотела деду щей налить, а казанок пустой. Дед собак покормил... Став взрослым, я видел наш домик и до сих пор не понимаю, как мы все помещались в этом теремке. Наша семья, бабушка с дедушкой, а еще гости приезжали. Этот дворик уютный. Шесть соток казались гектаром. Бабушка летом накрывала во дворе столы, и после переезда в свою квартиру мы традиционно в воскресенье приходили в гости. Во дворе потрясающе вкусно пахло печеным. А когда я учился в техникуме, как раз на бабушкиной улице во время практики рыл траншею. В обед приходил к ней грязный, снимал сапоги, мылся, она меня кормила вкусным обедом, после чего я шел опять работать. Это были первые радости рабочей юности. Бетонщиком был, потом уже выбился, стал мастером, прорабом».
В книге «Смех без причины» Владимир Натанович рассказал и о том, откуда пошла его фамилия: «Когда дед к бабушке сватался, ее фамилия была – Винокурова. А деда – Винокур. На самом деле они были однофамильцы. Так получилось, потому что у бабушки было много братьев. Периодически они уходили в армию. А когда в царскую армию брали евреев, им прибавляли окончание «ов». Отсюда и взялись Винокуровы. Сама фамилия образовалась от старинной профессии винокуров. Людей, которые делали вино. Рассказывали, за несколько поколений до этого мой прапрапрадед владел винокуренным заводом... Родни было очень много, несколько десятков семей, и все очень дружные. Это был целый семейный клан. Я думаю, что у меня нет однофамильцев. Все Винокуры на Земле – мои дальние родственники».
Подготовила Александра БЕРЕГОВАЯ, фото министерства культуры Курской области, Алексея Шуклина, Сергея Палия
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (1508) от 12 сентября 2023 года
«Квадра» судится с областной Думой из-за полумиллионных штрафов
Куряне просят сохранить опустевшие после закрытия школ «Дворец для любимой» и дом Бартрама
1+1: второй слуховой аппарат бесплатно! И беспроводной ТВ-стример в подарок!