Освобождение. Операция «Выжженная земля»
С наступлением весны 1943 года в селах Курской области, прилегавших к линии фронта, начался сев, посадка на полях и огородах, но обстановка вокруг с каждым днем становилась всё тревожнее – близость фронта ощущалась круглосуточно.
«Спасибо, сынок!» – встреча освободителяВездесущая «рама» (немецкий самолет-разведчик) в сопровождении истребителей стала постоянным гостем в небе над курскими селами. С 20 мая 1943-го в течение трех дней мирное население прифронтовых сел было вывезено на военных грузовиках в соседние районы Курской области. Эвакуация прошла на глубину до 20 километров, но вплоть до начала боев разрешалось навещать свои хозяйства, обрабатывать огороды.
Красноармейцы отводят душу у орловской «kommandatur»После окончания оборонительной операции на Курской дуге по мере смещения фронта на север в орловско-брянском направлении жители возвращались в свои села, порой находя вместо них лунный пейзаж. Но первой проблемой, помимо безопасности, было спасение сохранившегося урожая и налаживание мирной жизни: разбор завалов, больницы, школы.
Едва дождавшись таблички «Проверено», спасать урожай вышли вернувшиеся из зоны отселения курские колхозницы. По-другому было нельзя – иначе голод. На фото – вязка снопов у подорвавшейся в окрестностях Понырей САУ «Фердинанд»Вот что писал в своем военном дневнике военкор газеты «Правда» Лазарь Бронтман о поездках в ближайший тыл в августе-сентябре 1943 года: «От Дмитриева мы ехали по территории, освобожденной две-три недели назад. Деревни, лежащие сразу за линией фронта, почти все разрушены, сожжены. Жители в подвалах, землянках, на земле у сгоревших хат, в уцелевших амбарчиках. Ребятишки в пыли. Там, где случайно хаты уцелели, идет побелка, чистка. На полях убирают пожелтевший, перестоявшийся хлеб. Кое-где работают в поле, среди хлебов, саперы – выискивают мины. Вдоль дорог таблички: «Мины!» По обочинам много подорвавшихся машин».
Чтобы приберечь взрывчатку и для большего разрушения железнодорожного пути, немцы изобрели разрушитель пути «Schienenwolf» – «Рельсовый волк»Совсем другое происходило на оккупированных фашистами территориях, об этих событиях редко вспоминают у нас и усиленно замалчивают за рубежом. При отступлении немецких войск во время операций «Кутузов» и «Полководец Румянцев» германское командование начало операцию «Выжженная земля», по планам которой после отступивших немецких войск должны остаться сплошные руины и пустоши.
Водружение красного знамени в г. ОрлеОтвод войск фашистов должен был происходить в такие сроки и этапы, чтобы успеть собрать как можно больше зерна, угнать скот, эвакуировать население, разрушить мосты, железнодорожные станции, промышленные объекты и населенные пункты. Делали это для максимального нанесения ущерба СССР и замедления наступления советских войск.
Возвращение беженцев в родные местаВ ходе Курской битвы при отступлении групп армий «Центр» и «ЮГ» в июле-августе 1943 года германские войска, помимо материальных ценностей, забирали с собой всех мужчин старше 14 лет. По данным штабов немецких 9-й и 2-й танковых армий, при отступлении с Орловского плацдарма было угнано 180 тысяч человек местного населения и около 30 тысяч голов крупного рогатого скота.
Завершились трехлетние «каникулы» – начало занятий в школе в освобожденном селеВ сентябре 1943 года в секторе группы армий «Юг» вместе с отступающими германскими войсками «эвакуировали» около 200 тысяч мужчин призывного возраста, столько же голов крупного рогатого скота, 153 тысячи лошадей, 270 тысяч овец.
Но времени и сил для осуществления в полном объеме подобных преступлений Красная Армия вермахту не предоставила – фронт двигался только на запад, не давая врагу передышки.
Продолжение следует.

Виктор ВИКТОРОВ, использованы фото из РГАКФД (г. Красногорск), Бундесархива (г. Кобленц) и В. Викторова
