Поехали на ярмарку
Можно ли провести какие-то параллели между нынешним малым и средним бизнесом и купечеством XIX века? Сравнивать трудно, поскольку этот социальный слой России был очень неоднородным.
Купцы первой и третьей гильдий порой отличались друг от друга весьма основательно. Чтобы стать купцом третьей гильдии, нужно было всего лишь объявить капитал в 500 рублей – это в конце XVIII века, потом суммы увеличивались. Но при этом купец имел право вести торговлю только в своей губернии. Если он увеличивал капитал до 1000 рублей, то получал свидетельство купца второй гильдии, а с ним право торговать по всей России. А вот купец первой гильдии с капиталом от 10000 рублей и выше мог торговать по всему миру – думается, в современных терминах это уже крупный бизнес
Обманывать с объявленным капиталом было невыгодно, поскольку именно с него платился определенный процент в качестве гильдейского сбора, который увеличивался в течение XVIII и XIX веков. При этом проверки имущества купца не производилось, а доносы на его утайку не принимались. Такую систему внесла Екатерина II в 1775 году. Очень похоже на фиксированный налог на вмененный доход, применяемый в малом и среднем бизнесе в наши времена.
Во время ярмарок акцизные служащие собирали местовой сбор в пользу организаторов. Насколько я понимаю, в данном смысле с тех пор мало что изменилось Кстати, Коренная ярмарка в свое время приносила в городскую казну немалый доход, поэтому внимание к ней со стороны власти было очень пристальным. Все губернское начальство и городская Дума в полном составе обязательно ее посещали. Понятно, что полиция, пожарные, внутренняя стража, медицинская и ветеринарная часть тоже присутствовали.
Торговля долгое время считалась в России не очень респектабельным делом, в связи с чем дворяне ей не занимались. Лишь в конце XIX века разрешили торговать кому угодно и начался процесс «одворянивания» купечества. Именно тогда оно с его традициями начало размываться. Скажем, в Курской губернии князья Барятинские имели несколько лавок. Хотя понятно, что сами за прилавком не стояли.
Помощью купечеству со стороны государства в основном были кредиты под очень умеренный процент. В конце XVIII века в России существовал Купеческий банк. Ставка госбанка в зависимости от кредитной истории и других обстоятельств составляла от 6% годовых, в частных – несколько больше. Как и сегодня использовался залог имущества
Так в чем же главное отличие купцов XVIII–XIX веков от нынешних предпринимателей? В образе мышления. Когда одного купца спросили о причинах его благотворительной деятельности, он ответил: «Богатство обязывает » Не думаю, что большинство нынешних бизнесменов целиком разделят эту мысль . К слову, благотворительность – феномен русского купечества, в других странах такого не было. Вспомните Третьякова. который основал свою галерею, не получив от нее ни рубля прибыли. Здесь немалую роль сыграло православие – единственная христианская конфессия, в рамках которой считалось, что быть богатым среди бедных не очень прилично
Именно в те времена крепче любого договора считалось купеческое слово. Как раз оттуда пошло выражение «по рукам» и «рукобитие». Все решалось в устной беседе, за самоваром или чем-то покрепче чая. Договорились, ударили по рукам, тем самым дав то самое купеческое слово. Помните, у Островского в «Бесприданнице»: «Я слово дал». Без документов, подписей и печатей А если нарушил купеческое слово – считай, подписал приговор своему делу. Хотя в целом идеализировать купцов не будем. Бытовало понятие: «Ты меня обмани, но не намного».
Кто-то скажет, что ездить на Коренную ярмарку довольно далеко и не всегда удобно. А ее привязка к монастырю и крестному ходу с иконой привлекает курян уже не столь основательно, как в середине XIX века. Многие не были там ни разу. Нужны веские причины, чтобы оторваться от дачи, рыбалки и воскресного отдыха в целом, чтобы на это решиться. Представленные там товары можно купить и в Курске в шаговой доступности.
Но как инструмент для налаживания важнейших межрегиональных и международных связей она просто неоценима. А уж для представления инвестиционных и инновационных проектов лучше формы не придумать. Только, может, стоит подумать о том, чтобы перенести ее в Курск.
К слову, в начале XX века в нашем городе действовало пять ярмарок, кроме Коренной: «Сороки» – 7–10 марта, Георгиевская – 23 апреля, «Десятая» – в 10-ю пятницу после Пасхи, Воздвиженская – 14–15 сентября. По сравнению с другими губерниями Черноземья у нас ярмарок было больше всего. Не говоря уже о том, что и Коренную ярмарку целиком намеревались переместить на городские земли.
P. S. Как правильно говорить – Коренная ярмарка или Коренская? Несомненно – Коренная. В свое время, когда это движение только возрождалась, не посоветовались со специалистами. «Коренская» больше подходит для названия водки.
Откуда взялось название населенного пункта «местечко Свобода»? Ладно, «Свобода» – это отголосок первых лет социалистического строя, а вот откуда «местечко», когда это больше свойственно Польше и Западной Украине? И это в сугубо русских местах да еще с богатой религиозной историей.
Виктор КРЮКОВ. Автор благодарит историка Игоря Плаксина за консультацию.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 27 (1498) от 4 июля 2023 года
Новая маршрутная сеть в Курске: очереди на остановках, вернувшиеся «ПАЗики» и чиновники в автобусах
В горы с аквалангами. Курские дайверы погрузились на дно озера на высоте 2450 метров
Губернатор осмотрел рухнувший тротуар на проспекте Плевицкой
Поправки в закон о безопасности дорожного движения. Что изменится для водителей и автошкол
«Победа» низких цен. В Курске открылся новый магазин выгодных покупок