Забытые кладбища Курска
Любой старинный город стоит на древних костях. И чем ближе к историческому центру, тем, как правило, больше старых забытых захоронений. Время от времени они неожиданно выходят на свет.
Лишь в 1771 году, после эпидемии чумы в Москве, правительствующий сенат запретил погребать покойников в пределах городской черты, в том числе и на церковных погостах. Собственно, других кладбищ в златоглавой тогда и не было. Новые правила требовали, чтобы места захоронений располагались не ближе ста саженей от последнего городского жилья и были обязательно огорожены заборами, плетнями или земляными валами со рвами.
Церквей в Курске было много. Две из них стояли в центре нынешней Красной площади (в свое время она называлась Торгом). На северо-западе площади возвышался Флоровский храм, а на западной кромке Торга – Николаевский. Совсем рядом – Знаменский и Свято-Троицкий монастыри, рукой подать и до Ильинского храма. Около каждой из этих церквей есть свое кладбище, ныне забытое, стертое временем. И останки упокоившихся там горожан до сей поры лежат под землей. Никто и никогда их не перезахоранивал, даже если речь шла о возведении над ними новых зданий или о коренной перепланировке крупных городских площадок, как это случилось в конце XVIII века. А Курск тогда перестраивался весьма интенсивно.
О том, как складывалась судьба церковных погостов после 1771 года, можно судить из указания, присланного в Курск из Белгородской губернской канцелярии. Там, в частности, сказано: « а тех мест, где уже до ныне люди хоронены отнюдь и ни под каким видом не разрывать, но оставить их так, как оныя теперь есть, насыпав, буде можно, еще более землею, чтобы в вешнее и летнее время меньше паров из земли выходило».
В 1784 году для новых городских кладбищ отвели места за Херсонскими и Московскими воротами – они должны были заменить упраздненные церковные погосты. При них надо было устроить церкви, так как ранее – ни в ХVII, ни в ХVIII веке – кладбищенских церквей в Курске не было. Кроме городских, тогда же возникли три слободских кладбища: Казацкое, Ямское и Стрелецкое. Жители Пушкарной слободы хоронили своих умерших на городском Московском (Никитском) кладбище.
Кроме того, в ХIХ веке появилось несколько холерных кладбищ, одно Больничное, а также Военное («солдатское») для нижних чинов.
Первым иноверческим кладбищем в Курске стало Еврейское. Оно появилось в середине 1860-х, сразу после того, как евреи-ремесленники, а также прошедшие военную службу на основе «Рекрутского Устава» нижние чины получили право проживания вне черты оседлости. В 1894-м в городе возникло Магометанское (Татарское) кладбище
Когда в начале 1930-х годов начали строить «шестерку» – дом №6 на Красной площади, столкнулись с большим количеством человеческих останков. По всей вероятности, где-то здесь располагалось приходское кладбище Николаевского храма – еще с тех времен, когда он был деревянным.
Аналогичные находки имели место при строительстве жилого дома на углу улиц Радищева и Марата – на месте подворья Флоровского храма. Когда строили Воскресенский храм (1875 год) на территории Знаменского монастыря, тоже обнаружили человеческие кости. Впрочем, об этом и в те времена писали мало – речь все-таки шла о возведении нового храма, место расположения которого не должно быть чем-то омрачено. Следы очень давних захоронений проявились и в процессе недавних археологических раскопок по периметру того же храма.
Долгое время в истории Курска был единственный случай, когда на месте старинного кладбища целенаправленно провели профессиональные поисковые работы – на подворье Свято-Троицкого женского монастыря на улице Максима Горького. Впрочем, совсем недавно курские археологи неподалеку от Свято-Троицкого (Нижнего) храма на улице Гайдара откопали фрагмент древнего кладбища и почти в то же время – захоронения на улице Семеновской. Нашли много интересного, и об этом будет отдельный рассказ.
Яркий и на фоне солидного возраста Курска вполне свежий пример – военные захоронения на территории парка Героев Гражданской войны (в народе Бородино). Разве тот факт, что там похоронены военнослужащие вермахта и венгерские солдаты, что-то принципиально меняет?
Может сегодня кто-то хотя бы приблизительно указать места древних кладбищ, скажем, при Пятницкой церкви на Красной площади? Да что там далеко ходить: в 1919 году рядом с часовней, стоявшей неподалеку от Московских ворот (ныне район Московской площади) захоронили 119 человек – жертв «красного террора». Кто сейчас может точно указать место этого небольшого кладбища?
Как хоронили павших защитников курской крепости во время многочисленных осад? Да и мирного населения там скрывалось немало. Ни в описи крепости середины XVII века, ни уж тем более в плане-рисунке 1722 года о кладбище ни слова.
Профессор Н. А. Троицкий писал о раскопках на территории курского акрополя в XIX веке: «На глубине около двух саженей от поверхности открыт был целый толстый слой человеческих костей. К сожалению, они не были предметом внимательного наблюдения анатома-антрополога, и потому осталось неизвестным, чьи они, татарския или русския »
Вернемся к сравнительно близким по времени находкам. Несколько лет назад совсем рядом с главным входом в Дом офицеров (сегодня это Свиридовский центр филармонии) нашли захоронение, выполненное по всем православным канонам. Оно расположено на исторической территории курского острога – как раз рядом с крепостной стеной изнутри. Можно лишь предположить, что это краешек крепостного кладбища, остальная часть которого попала под фундамент здания Дворянского собрания еще в XIX веке.
Совсем недавно на склоне от улицы Сонина в сторону Нижней Набережной черные копатели нашли несколько старинных захоронений. Откуда они там – Бог весть. В старинных хрониках где-то окрест упоминается духовное училище. Значит, рядом была церквушка или часовенка. Когда вдоль склона проводились планировочные работы – строилась технологическая дорога к месту строительства ТЭЦ, захоронения эти оказались на поверхности.
В 1990-е годы при реконструкции подвалов Ильинского храма были обнаружены человеческие останки. По сути, целый костеносный слой. Понятное дело, никто профессионально ими не занимался, но сразу появилась версия – это, мол, следы террора 1937 года. Впрочем, есть основания отнести эти кости аж в начало XVII века. В 1612 году польские войска вошли на посад именно со стороны Божедомского монастыря, проявив к «насельникам» невероятную жестокость...
Вспоминается произведение великого поэта Александра Пушкина, которое начинается таким четверостишием:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Что-то коренным образом изменилось в душах россиян с 1830 года или великий поэт судил лишь по себе? Как-то не укладывается это стихотворение в нынешнюю курскую действительность с заброшенными Никитским и Херсонским кладбищами
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 05 (1476) от 31 января 2023 года
Курск зажигает огни «Парада звезд 80-х». 8 Марта – целых два концерта в один день!
В аварии под Тулой погибли 9 человек в микроавтобусе с курскими номерами
Курянам в феврале направят 250 тысяч единых квитанций на оплату ЖКУ