Что скрывает древняя башня на улице Сонина
Сравнительно недавно автору материала вместе с Еленой Холодовой, кандидатом искусствоведения и большой любительницей курской старины, удалось побывать внутри этого самого сооружения. На Елену Васильевну, кстати, легла основная организационная нагрузка нашего проникновения в одно из самых древних сооружений, сохранившихся в Курске до наших времен.
Засыпанная землей башня, дверь ниже уровня землиНачнем с того, что башня со стороны монастыря метра на три засыпана землей – на уровне кирпичной монастырской ограды. То есть с улицы Сонина строение выглядит более высоким и стройным, хотя и отсюда оно наверняка углублено, это заметно по старым рисунках.
У башни в ее нынешнем состоянии два этажа с отдельными, современного исполнения, входами. Но старинного, первоначального (надо понимать, арочной кладки) обнаружить не удалось. Основная особенность интерьера – два ряда лже-окон в виде ниш, которые придают объекту некий средневековый шарм. Их нижний ряд по стилистике отличается от верхнего. В 60-е годы прошлого столетия заводчане «Электроаппарата» безжалостно снесли вторую старинную башню, окна в которой (аналогичного числа и расположения) были сквозными.
Нынешний первый этаж сооружения имеет земляной (из утрамбованного строительного мусора) пол с небрежной цементной стяжкой. Она растрескалась и к центру заметно опустилась, выявив какие-то локальные провалы. Бросаются в глаза шлейфы песка, которые тянутся снаружи от двери к этим самым провалам.
С абриса курского острога 1922 года. Рисунок М. ХилюкаМожно предположить, что во время ливней и весенних паводков вода свободно уходит куда-то вниз. Тогда вопрос: куда? Здесь в самый раз вспомнить о старинной описи курского острога 1651 года, где, в частности, речь идет о «тайнике» – подземном ходе, который ведет с территории крепости к подземному колодцу. «ДДД» не раз рассказывала об этом.
Фрагмент какого-то подземного сооружения обнаружен недавно под цокольным этажом Воскресенского храма, от коего башня совсем рядом. Нет ли связи между найденным подземельем и самым нижним, спрятанным под слоем земли этажом башни? И не на этом ли уровне скрыт настоящий вход в нее?..
Можно предположить, что уцелевшая на улице Сонина башня – одна из четырех, что изображены на знаменитом абрисе 1722 года. К тому времени курский монастырь в камне существовал уже больше сорока лет, наверняка неоднократно подновлялся и модернизировался, а саму деревянную крепость куряне собирались сносить.
Подземелье под Воскресенским храмом. Обнаружено во время реставрации храмаКроме абриса 1722-го, едва ли не единственный документ, на который можно сослаться в вопросе о времени возведения нашей башни, это план курского Знаменского собора 1785 года. На нем она обозначена как «намеченная к строительству», но планировочная терминология тех времен отличается от нынешней – возможно, речь идет о реконструкции. То было время, когда Курск начал активно перестраиваться согласно генплану 1782 года, и «мелкие» монастырско-архитектурные задумки вовсе не были обязательны к исполнению.
До того как приступить к строительству нового Знаменского собора, нужно было засыпать старый крепостной ров в районе нынешней Красной площади, построить здание присутственных мест на углу нынешних улиц Сонина и Луначарского, снести несколько старых зданий, в том числе и на монастырском подворье
Правомерно ли предположение: старинную башню, что на абрисе, достраивали и реконструировали, сменив, в частности, шатровую кровлю на нынешнюю? Не потому ли второй ряд внутренних фальш-окон по стилю исполнения отличается от первого? Тогда получается, что башня в историческом центре Курска стоит в той же точке, где ее возвели к 1680 году. Подновили и реконструировали в конце XVIII века и в другие времена, и все
Подземная арочная конструкция, обнаруженная несколько лет назад при археологических раскопках около Воскресенского храма. Судя по всему, это часть обнаруженного подземельяИ еще. На упомянутом выше перспективном плане Знаменского монастыря 1785 года есть маленькая пометка рядом с изображением нынешней башни: «Колодезь во-зобновить». Тогда еще вопрос: какой именно «колодезь» имелся в виду? Тот ли, вертикальный, 20-метровой глубины, что указан в описи курского острога 1651 года, или «колодец-тайник», к коему в сторону реки Тускари вел подземный ход (согласно той же описи) длиной около 50 метров?
Наверняка, когда во второй половине XVII века куряне строили Знаменский монастырь в камне, они предполагали заимствовать некоторые функции крепости. В том числе и «тайник» – ход к потаенному «колодезю». Если так, то их, скорее всего, не устроил бы деревянно-земляной ход в варианте столетней давности, его нужно было модернизировать в кирпичном варианте – возможности и технологии уже имелись.
Продолжая это предположение, то откуда с территории монастыря мог начинаться такой ход? Согласитесь, башня в монастырской стене со стороны обрыва к Тускари подходит более всего. Понятное дело, в самом нижнем, подземном (или полуподземном) этаже... Потом надобность в вертикальном колодце около 20 метров глубиной и в подземном колодце-тайнике отпала: появился Иорданский спуск (судя по всему, построенный специально для подъема воды конной упряжью), а скоро и вовсе – водопровод, одна из первых веток которого пришла именно в монастырь. Про ход к колодцу-тайнику забыли...
Башня изнутри. Нижний ряд ниш-окон. Провал в цементном полуНо даже если не принимать всерьез версию о старинном подземном ходе к потаенному колодцу, уже сам возраст этой башни должен заставить нас относиться к ней с большим уважением. Если ее возвели в XVII веке, то это самое древнее здание в нашем регионе, а если все-таки (что вряд ли) в конце XVIII, то самое старое на территории курского акрополя. Но в любом случае нужны гораздо более основательные исследования, чем это удалось вашему покорному слуге.
К слову, с помощью друзей мне удалось бегло просканировать грунт со стороны тротуара улицы Сонина рядом с башней георадаром. Обнаружились небольшие фрагментарные пустоты и неоднородность грунта, которая тянулась через улицу. Можно предположить, что когда улица Сонина основательно обустраивалась как технологическая дорога для послевоенного строительства электроаппаратного завода, подземный ход от башни был случайно обнаружен (уже в кирпиче). Однако никакие исследования тогда не производились – его просто забили строительным мусором и замуровали. Об этом сохранились смутные рассказы очевидцев. Времена были оправданно строгие, не до краеведческих работ – стройку курировал сам Лаврентий Берия.
Виктор КРЮКОВ
