Курянин одним из первых в мире исследовал Северный морской путь
В следующем году исполнится 160 лет со дня рождения нашего земляка, военного моряка, известного российского и советского гидрографа Николая Морозова. Уроженец Щигровского уезда посвятил большую часть жизни исследованию Северного морского пути. Николай Васильевич и его коллеги первыми в мире описали ряд географических объектов у побережий Карского, Белого, Японского морей. Именем Морозова названы мысы на Новой и Северной землях, Кольском полуострове.
Верный гидрографии до конца своих дней
Из работ филолога, действительного члена Русского географического общества Ольги Максимовой известно, что Николай Морозов родился в 1862 году в селе Знаменском (Кривцово). Выходец из семьи купца, учился в Курском реальном училище, а в 1878-м переехал в Кронштадт, где поступил на штурманское отделение Технического училища Морского ведомства. Основным направлением для Николая Васильевича стала гидрография. Сначала курянин занимался описательными работами на Балтике, позже в Японском море (залив Петра Великого).
«С 1888 по 1891 год служил в Отдельной съемке Восточного океана в должностях производителя гидрографических работ, исполняющего должность начальника партии, вахтенного начальника и старшего лейтенанта на судах, причем производил все роды гидрографических работ, а зимой самоучкой проходил курс Гидрографического отдела Морской академии», – писал о том времени Морозов.
«Впервые моря Северного Ледовитого океана поручик корпуса флотских штурманов Николай Васильевич Морозов увидел в 1894 году, – отмечает Ольга Морозова. – Ему – штурманскому офицеру крейсера «Вестник», плававшего в Белом и Баренцевом морях, у побережья Новой Земли и в лимане Печоры, – были поручены описные работы. Тогда же появились его первые рукописные заметки по лоции (руководство, включающее описание морей, океанов, прибрежной полосы, – ред.) и обзор Самоедского берега (от мыса Канин Нос до Карского моря)».
Инженер-гидрограф, автор книги «Автографы на картах» Сергей Попов пишет, что в той экспедиции работы по картографированию возглавлял Михаил Жданко, его помощниками были мичманы Игнатьев и Неупокоев, а также старший штурман крейсера Морозов, «оставшийся верным гидрографии до конца своих дней».
Об условиях труда команды повествует гидрограф Афанасий Бухтеев, офицер Российского императорского флота: «Нельзя не удивляться настойчивости и искусству тех самоотверженных тружеников моря, которые, претерпевая океанское плавание на баркасе, борясь с холодом, голодом и цингой, производили в то время опись нашего Севера».
Описать Русский Север
В 1896 году Морозов получает предложение от Главного гидрографического управления описать воды и берега, которые находятся в границах Российской империи от мыса Святой Нос до залива Варангер-фьорд (Баренцево море). Ранее этот участок был включен в работы российского ученого Михаила Рейнеке, однако, по мнению курянина Николая Морозова, «описание некоторых местностей у Рейнеке не согласуется с новейшими сведениями».
Ольга Максимова отмечает, что для гидрографа было целесообразнее сделать заново лоцию Лапландского (Мурманского) берега, однако «вести описание не с востока на запад, как было у М. Ф. Рейнеке, а с запада на восток – как удобнее рассматривать карты».
В январе 1900-го Морозов завершает рукопись книги «Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от острова Вардэ до Белого моря».
«Имея перед собою как образец прекрасное описание берегов Лапландии и Белого моря, составленное нашим незабвенным гидрографом Михаилом Францевичем Рейнеке, мы старались по мере сил и средств, бывших в нашем распоряжении, достигнуть той же полноты и ясности изложения при составлении предлагаемого описания северного русского берега от Канина Носа до Югорского Шара, – писал Николай Морозов. – Но при этом спешим оговориться, что описание это во многом грешит излишней краткостью и поверхностностью, отчасти из-за полного отсутствия некоторых важных сведений».
В качестве примера курянин указывает, что в прежнем исследовании не было «положительных данных о течениях моря и метеорологических явлениях зимой». Этому есть причина: из-за недостатка времени Рейнеке «не пришлось воспользоваться в подлинниках описными и вахтенными журналами всех судов, плававших в этой местности».
Книга включает в себя не только описание и карту, но и краткий словарь поморов – этнографической группы, проживающей на побережье Баренцева и Белого морей. Позже Морозов работал и с поморскими мореходными книгами, отмечая важность таких исследований для профессиональных гидрографов: «Подобные произведения – самостоятельного, чисто народного творчества. Надо признать, что сохранение и обнародование подобных памятников для современников и потомства желательно и с чисто практическими целями. Например, для составителей современных лоций далеко не бесполезно знать те названия приметных мест, которые у простого народа и на наших картах произносятся различно».
«Работал с полным тщанием, увлечением и любовью к делу»
Ольга Максимова указывает, что ключевым этапом в жизни нашего земляка стало и участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Исследование шло в 1898–1904 годах.
«В эти семь лет, как только состояние льдов позволяло работать в Карском море, экспедиция занималась описью этого моря, остальное же время посвящала описным работам у Самоедского берега (между мысом Канин Нос и Югорским Шаром), у Мурманского берега, на Новой Земле и Белом море», – писал позже гидрограф Бухтеев.
Генерал-лейтенант Константин Михайлов, возглавлявший на тот момент Главное Гидрографическое управление, уважительно отзывался о Морозове: «Штабс-капитан хорошо знаком с плаванием на севере, и дальнейшие его там плавания могут принести существенную пользу еще и в отношении пополнения составленной им и изданной Управлением лоции Самоедского берега, Главное Гидрографическое управление признало такое замещение открывающейся в экспедиции Северного Ледовитого океана вакансии крайне важным».
В это время Морозову и товарищам удалось сделать немало. Максимова отмечает, что в августе 1901-го, будучи в экспедиции в Медвежьем заливе (Баренцево море) капитан корпуса флотских штурманов Морозов определил астрономический пункт, что «представляло особенный интерес, так как на карской стороне Новой Земли, к северу от Маточкина Шара, не было ни одного определения долготы места». В 1902-м, описывая Карские Ворота, капитан Морозов и капитан 2-го ранга Варнек обнаружили в губе Дыроватой (остров Вайгач) якорную стоянку для больших судов, которая была закрыта от льдов и ветров.
Тогда под началом нашего земляка работал и известный в будущем гидрограф Георгий Седов, позже организовавший экспедицию к Северному полюсу. Александр Варнек, командовавший той экспедицией, пишет, что «вся работа велась двумя мензулами (полевой чертежный столик, – ред.), с одной из них работал капитан Морозов и с другой – поручик Седов, сначала под руководством капитана Морозова, а потом самостоятельно».
Особого внимания заслуживает опись полуострова Ямал и острова Белого в 1904 году. Эта экспедиция, как указывает Максимова, затруднялась «низменностью берегов, их однообразием и значительной удаленностью, что требовало пеленгования с парохода каждые пять минут». Подойти же ближе было нельзя: не позволяли малые глубины у берегов. Начальник экспедиции Федор Дриженко пишет, что «вся эта работа произведена капитаном Морозовым с полным тщанием, увлечением и любовью к делу».
Погубило наводнение в Ленинграде
С 1905-го Морозов командует пароходом «Пахтусов». Через Карское море на Енисей он проводит суда Северной морской экспедиции Министерства путей сообщения с грузами для строительства Транссибирской железной дороги.
«Успех экспедиции убедительно доказал возможность использования морского пути в Сибирь для торгового мореплавания, а сама проводка судов стала крупнейшей транспортной операцией начала ХХ века в Северном Ледовитом океане», – подчеркивает исследователь Максимова.
Сам Морозов считал, что для обеспечения безопасного судоходства на данном участке предстоит много работы: «Не следует забывать, что на головном судне экспедиции, транспорте «Пахтусов», находились люди, принимавшие непосредственное участие в описи берегов Карского моря и постройке в нем знаков с 1894 по 1904 год включительно». То есть говорит о необходимости сделать морской путь в Сибирь доступным многим мореплавателям.
К концу 1912 года Николай Морозов вышел в отставку в звании генерал-майора корпуса флотских штурманов, продолжив работать «по вольному найму» в Главном Гидрографическом управлении. После Октябрьской революции возглавлял комиссию по изучению Северного Ледовитого океана, а также комиссию по выработке терминологии ледовых образований. Морозов первым составил на русском языке руководство для плавания во льдах Белого моря.
«В своем новом труде Николай Васильевич дает наиболее полную для своего времени классификацию полярных льдов, указывает признаки их близости, советует капитанам, как подготовить судно к плаванию во льдах», – отмечает Максимова.
Осенью 1924-го Николай Васильевич заболел. Из работы Ольги Максимовой узнаем, что во время наводнения в Ленинграде Морозову «пришлось идти по пояс, а местами и по грудь в холодной воде, это и стало причиной его болезни». В то же время появилось ходатайство о назначении персональной пенсии курянину с формулировкой «вознаградить его за долгую и полезную службу», однако оно осталось без удовлетворения. И это несмотря на отзыв академика, выдающегося русского географа, океанографа и картографа Юлия Шокальского, который назвал нашего земляка «редким знатоком», исследовавшим побережье севера европейской части России: «Многие за те же годы плавали в этих же местах, но, однако, не собрали ни таких материалов, как Н. В. Морозов, ни удосужились дать им и всяким другим данным других наблюдателей столь обстоятельной обработки и освещения, какую сумел им придать он».
1 марта 1925 года Николай Васильевич Морозов скончался. Его похоронили в Ленинграде на Смоленском кладбище. Имя уроженца Курской губернии носит ряд географических объектов Карского моря, Новой и Северной Земель.
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 35 (1402) от 31 августа 2021 года
Пробуем СВОЁ. В Курске прошел первый фестиваль фермерских продуктов