Как икона «Знамение» покидала Курск 100 лет назад
13 ноября (31 октября по старому стилю) 1919 года Курская икона Божией Матери «Знамение» – один из древнейших образов Русской православной церкви, вслед за Добровольческой армией под командованием генерала Александра Кутепова покидала Знаменский мужской монастырь. И лишь в 2009-м, спустя 90 лет, впервые оказалась дома, с тех пор приезжая в Курск ежегодно на короткий срок только в гости. Как увозили чудотворную икону на санях в страшную пургу рано наступившей зимой, читайте ниже.
Подробностями того, как икона покидала свою родину, с нами поделился член Курского историко-родословного общества Виктор Горбатенко. Он досконально изучил историю святыни, включая время революционной смуты, и планирует писать об этом книгу. Единственным документальным свидетельством тех печальных событий в наше время остается книга их очевидца Леонида Георгиевича Иванова, архиепископа Чикагского и Детройтского Серафима, – «Повествование о Курской Чудотворной иконе «Знамение» Божией Матери и о дивных чудесах ее», или «Одигитрия Русского Зарубежья». Она издана в 1955 году.
«Хоть бы войнишка какая приключилась»
В возрасте 18 лет будущий владыка Серафим в разгар Первой мировой войны пошел добровольцем на фронт. Затем вступил в Добровольческую армию, участвовал в наступлениях на родной Курск и соседний Харьков. Но потом выбрал иноческий путь, который во многом определил его отец.
В главе «Город Курск как я его помню» автор приводит такие памятные слова родителя, сказанные ему, тогда гимназисту 7-го класса, перед смертью: «Вот, читаю я, сколько самоубийств теперь развелось, все люди чем-то недовольны, чего-то ищут, сами не знают чего. В газетах – сплошная критика, все, мол, у нас в России плохо. Вышли бы эти газетные писаки из своих прокуренных кабинетов в садик, посидели бы, вот как мы с тобой, на лавочке, посмотрели бы вокруг себя – иначе бы заговорили. Посмотри, как прекрасен Божий мир, как чудесны эти цветущие яблоньки. Прямо невесты Христовы. Хорошо жить на свете! За каждый день данной нам жизни надо благодарить Господа, а не роптать, что нам в России плохо живется. Чего нам надобно? Огромная, богатая, молодая страна, Богом благословенная, веру правую имущая... Какая была сегодня хорошая служба, как ангелоподобно пели на два клироса! Где в мире можно найти светлейшую красоту, чем красота Светлого Праздника? А люди не хотят видеть этой святой красоты, отказываются от нее, накладывают на себя руки и уходят в тьму кромешную... Безумцы, безумцы, – вздохнул отец. – За каждый дарованный нам день жизни надо нам быть бесконечно благодарными Господу».
«Что еще сказать о нашем тихом Курске? – продолжал повествование архиепископ. – Было в нем перед революцией до 80 тысяч жителей, два монастыря: мужской – Знаменский и женский – Троицкий, духовная и учительская семинарии, две мужских и три женских гимназии, два реальных училища, землемерное и женское епархиальное училища. Гордился Курск астрономической обсерваторией, которой было присвоено имя Семенова, одного из первых русских астрономов, уроженца Курска. Его же имя носила большая публичная библиотека. Промышленность была слабо представлена. Это был чисто административный и культурный центр. В нем было два зимних и три летних театра, с недурными труппами. Жили куряне благоденственно и мирно при изобилии плодов земных, спокойной культурной жизнью провинциального губернского русского города и... скучали. Все у них было для душевного спасения и для земного благополучия, и все чего-то не хватало. – Хоть бы войнишка какая приключилась, – говорили. – А то со скуки помереть можно. «Хоч гирше, та инше...» – И накликали...»
Почему икону нужно было спасать?
Война приключилась. Курск вместе со всей страной попал в революционные течения. Не миновала тяжелая участь и одну из наиболее почитаемых народных святынь – Курскую-Коренную икону «Знамение».
В два часа ночи 8 марта (по старому стилю) 1898 года в Знаменском соборе прогремел взрыв, основной целью которого была попытка уничтожить святой образ. «По мнению некоторых историков, в заговоре принимали участие ряд видных эсеров и сам Максим Горький, позже в воспоминаниях называвший студента реального училища Анатолия Уфимцева, осуществившего теракт вместе с тремя товарищами, «поэтом научной техники», – рассказывает Виктор Горбатенко. – Но было явлено два великих чуда: и икона уцелела, и ни одна душа не пострадала. Весть о дивном знамении облетела всю Россию и даже проникла за границу. По всем русским церквям в следующее воскресенье были отслужены благодарственные молебны. Курск стал наводняться паломниками, а на вынос иконы стеклось свыше 60 тысяч богомольцев».
В 1918 году – новая беда. Из Знаменского собора среди бела дня похищены чудотворная икона и ее список, «обе в драгоценных, украшенных самоцветами ризах». Епископ Феофан, управляющий Курской епархией, немедленно известил о пропаже святыни местные власти. Большевики, прибыв в монастырь, заявили, что икона украдена самими монахами. Епископа и всю братию посадили под домашний арест, а в монастырских помещениях сделали обыск. На следующий день арест был снят, ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ.
Из воспоминаний архиепископа Серафима: «Проходя мимо Феодосиевского колодца, белошвейка заметила старый мешок, в котором что-то находилось. В надежде найти что-либо съестное, голодная женщина подошла к колодцу и заглянула в мешок. В нем оказались две деревянных иконы «Знамение» Божией Матери без риз. В это время как раз мимо проходила похоронная процессия. Священник, сопровождавший покойника, приблизился к колодцу и сразу догадался, что это чудотворная икона и ее список. Он остановил процессию и послал в монастырь, оповестить о чудесной находке После чудесного обретения иконы несколько дней перед ней совершались непрерывные моления. Ночью большевики запретили хождения по улицам, а равно и ночные богослужения. Икону больше не оставляли одну в соборе, а после всякого богослужения относили в потаенное место. Так кто же ее похитил? Ответ на этот вопрос был получен, когда Добровольческая армия взяла Курск 7 сентября 1919 года, то есть в навечерие праздника Рождества Пресвятой Богородицы и Курской иконы. По приказу генерала Кутепова было организовано официальное расследование большевистской деятельности. При осмотре здания Дворянского собрания, где помещалась страшная ЧК, были найдены... два чехла, расшитые золотом, те самые, которые были на чудотворной иконе и ее списке в день похищения. Так открылось, что икону похитили чекисты».
«Подъем сменился апатией, начали уходить в свои норы»
Спустя два месяца Курск снова перешел к большевикам. Архиепископ Серафим вспоминал: «Выносить икону в Коренную пустынь в 18–19 годах они не позволили. Куряне же, как бы предчувствуя, что вскоре придется надолго расстаться с родной святыней, все время приглашали ее по домам, а равно и в расположенные поблизости к Курску села. На посещение сел приходилось каждый раз получать разрешение от ЧК, которое добывать было нелегко...»
«Я был на второй день после взятия Курска ранен в ногу, слава Богу, без повреждения кости. Поэтому мне пришлось прожить в Курске весь сентябрь и начало октября. И я мог наблюдать, как короткий душевный подъем вскоре сменился какой-то апатией. Куряне начали уходить в свои норы, в успех белого движения не хотели верить, на мобилизацию откликнулось мало не только солдат, но и офицеров, которых в Курске, говорят, оставалось до 5 тысяч. Только зеленая молодежь вступала в поредевшие ряды белых... В середине октября генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что город может быть временно оставлен Добрармией, и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные средства для него и для желающего духовенства. Владыка собрал духовенство и разрешил желающим воспользоваться предложением генерала, тем более что последний уверял, что Курск будет оставлен только на короткое время. Преосвященный владыка с наместником Знаменского монастыря архимандритом Иеронимом, ныне архиепископом Детройтским, и пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую чудотворную икону было благословлено с монахами Знаменского монастыря и Коренной пустыни отвезти в город Обоянь, в 60 верстах на юг от Курска, куда икону давно приглашали. В случае же приближения фронта к Обояни поручено было отбыть с иконой в Белгород. Сначала было предположено нести икону крестным ходом, но рано наступившая суровая зима и быстрое приближение фронта помешали осуществиться этому намерению.
Пришлось везти икону на санях. Всего удалось достать только двое саней: одни из Коренной пустыни, другие – из Знаменского монастыря. Сопровождали икону следующие иноки: архимандрит Варнава, настоятель Коренной пустыни, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Гермоген, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила остаться в Курске.
Перед отбытием иконы отслужили в Знаменском соборе молебен с акафистом Божией Матери, на который собралась остававшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50 человек. Ровно в 9 часов вечера 31 октября 1919 года святая икона покинула Знаменский монастырь».
«Бушевала страшная метель, идти было очень тяжело»
«Ее на руках держал до первой остановки в селе Медведка, сидя на санях, иеромонах Гермоген. В Медведку, в 25 верстах от Курска, из-за вьюги с трудом добрались только к утру и расположились на отдых в семье одного крестьянина. Днем поползли слухи, что красные уже недалеко, а потому, не отдохнувши как следует, в 3 часа дня спешно выехали в уездный город Обоянь, куда дотащились только к ночи, так как на санях ехали только старики, а кто помоложе из монахов шли пешком. В Обояни нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургию и молебен перед иконой, но народу собралось мало из-за близости большевиков и плохой погоды. В тот же день отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных. Бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело. Но на санях сидел только держащий икону, все остальные должны были идти пешком, ибо лошади едва тянули сани с вещами. После трехдневного чрезвычайно тяжелого пути иноки с иконой добрались до Белгорода и по благословению епископа Феофана поставили ее в мужском монастыре, где почивали мощи святителя Иоасафа. Там икона пробыла около двух недель, все время посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с родным курским краем. 18 ноября в отдельном вагоне икона покинула курские пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20 ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Три недели пробыла икона на Афонском подворье, почти ежедневно посещая дома усердствующих. Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто приходилось голодать и холодать. Наконец, 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла в Салоники. 2 апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил нишский сербский епископ Досифей со всем своим духовенством и множеством народа. По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего после новороссийской эвакуации Крым, Курская чудотворная икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов на пароходе «Святой Георгий» 14 сентября 1920 года, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Через полтора месяца, 29 октября 1920 года, вместе с остатками армии и всеми желающими покинуть Крым на дредноуте «Генерал Алексеев», почти через год после отбытия из Курска, чудотворная икона снова покинула русскую землю». Теперь уже на 90 лет
Виктор ГОРБАТЕНКО, Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Иван
4 февраля 2020, 21:35e-mail: iwanschulga@mail.ru, город: МоскваВеличайшая Святыня к которой Господь Бог сподобил приложиться мне в Богоявленском кафедральном Соборе!
Пресвятая Богородица сохрани Россию Православную!
Сохрани град Курск от бед и напастей!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 46 (1309) от 12 ноября 2019 года
«Они вложили в больницу душу». Сотрудники БСМП Курска поздравили бывших коллег с годовщиной
Под Курском вынесен приговор бывшему росгвардейцу, стрелявшему в человека
«Бронза» курских «Куропаток» на этапе мирового тура по хоккею
Роспотребнадзор открыл для курян горячую линию по услугам такси