Курск отметил День кино вместе с Аллой Суриковой
27 августа в Курск приехала народная артистка России, кинорежиссер Алла Сурикова. И оказалось, что в нашем городе у нее есть небольшой фан-клуб.
«По хозяйству нам помогает женщина Галина, она родом из Курска, – рассказала Алла Ильинична. – Ее мама Александра Васильевна со своими подругами пристально следят за моим творчеством. Именно она сообщает, по какому каналу и когда будут показывать мои фильмы или передачи с моим участием. Пекут с подружками пирог и садятся смотреть. Так что было несколько причин приехать в Курск – посетить прекрасный город и встретиться со своими поклонницами».
Творческая встреча на малой сцене драмтеатра имени А. С. Пушкина началась с рассказа Суриковой о... падении. «Меня поселили в прекрасной гостинице, в прекрасном номере, – говорит Алла Ильинична. – Когда заходила, не заметила маленькую ступеньку и совершила «полет», ударила спину. Ну бывает, режиссеры падают на съемочных площадках много раз. Наша профессия такая: даже если упал, нужно продолжать работать, потому что никто тебя не заменит».
В Курске Алла Ильинична представила одну из своих последних работ «Любовь и сакс», рассказала Сурикова и о фильме «Солдатик», художественным руководителем которого была. Эта картина основана на реальных событиях, она рассказывает историю самого маленького защитника Родины, 6-летнего Сережи Алешкова. Чтобы сохранить детство маленькому сироте, попавшему на фронт, красноармейцы придумали ему игру в солдатика.
«Лингвистика ушла, а мат остался»
По первому образованию Алла Сурикова филолог. «Окончила отделение русского языка и литературы, отделение математической лингвистики. Матлингвистика – это такая интересная наука на грани математики и лингвистики. Со временем лингвистика ушла, мат остался, – смеется режиссер. – Но я категорически против мата на экране. Это распущенность, неталантливость, неумение или нежелание трудиться над словом. И студентов учу – если нужно, чтобы герой выругался на экране, ищите синонимы, которые дают представление о том, что хотел сказать герой, но так, чтобы режиссеру не было стыдно перед детьми. Так, для сцены драки героев Караченцова и Проскурина в картине «Чокнутые» пришлось придумывать ругательства. Перерыла кучу словарей русского языка. Так появились «булдафон хренов», «ломаный рог» (кто знает ругательство, догадается) и другие вполне приличные эвфемизмы».
Мало кто знает, но и появлению «Ералаша» мы обязаны Суриковой. «У меня сохранилось письмо из далекого 1972 года, которое я, выпускница Высших режиссерских курсов, написала Филиппу Ермашу, в то время председателю Госкомитета по кинематографии. Предлагала создать для детей юмористический журнал по типу «Фитиля». Меня многие поддержали, а Сергей Михалков был против. Боялся, что все заботы навешают на его знаменитый «Фитиль», с которым и без детского приложения было хлопотно. Но мои старания даром не пропали – инициативу поддержал ЦК партии и спустил соответствующую директиву: «Снимать!» Меня вызвали в Госкино: «Ералаш» запускаем, ваша идея претворена в жизнь, а лично вам в связи с этим чего хотелось бы?» А что я могла хотеть? Снимать отдельные выпуски? Так этого никто и не запрещал. Сказала: «Большое спасибо» – и уехала снимать дипломный фильм. А «Ералаш» зажил своей жизнью.
«Мкртчян? Я не могу его фамилию выговорить»
– Вашему фильму «Суета сует» 40 лет! И получается, что первый блин не оказался комом.
– В успехе большую роль сыграл сценарий замечательного Эмиля Брагинского. Он позвонил, сказал: «Ничего не бойтесь – я буду рядом». Второе правило успеха я выразила в такой формуле: «В актере – фокус, на актере – свет. Все остальное – суета сует!» Фрунзик Мкртчян, Галина Польских, Анна Варпаховская, сыгравшая Лизу-разлучницу, Леня Куравлев Замечательные актеры! Спасибо им, что согласились сниматься у начинающего режиссера. Мы стали настоящими друзьями. Когда сказала Брагинскому, что пригласила в картину Фрунзика Мкртчяна, он отнесся к этому с недоверием: «Я не могу его фамилию выговорить – пять согласных подряд!» Но когда увидел пробы, какой тот милый, ироничный актер, согласился с моим выбором. По сюжету картины Польских, игравшая жену, замечает: «Сколько лет живешь в Москве, а так и не научился говорить по-русски». И Брагинский специально для Фрунзика написал такую фразу: «Русский язык такой богатый, а я человек бедный!» И вопрос с его произношением был снят. Но когда Мкртчян находился в Москве, вся армянская диаспора хотела с ним выпить. Часто на следующий день он не был готов к съемкам. Мне как режиссеру приходилось жертвовать собой. Смотрю, Фрунзик сидит в буфете, вокруг него собралась компания, он уже тянется к налитому стакану... Я подходила и выпивала его залпом! Считаю, пара Польских и Мкртчян сделали картину. А ведь на эти роли пробовались Люся Гурченко и Олег Басилашвили. Тоже шикарная пара, но с ними фильм был бы другим».
«Всех не перевешаете!» – кричал Миронов
– Потом была картина «Будьте моим мужем», где снимались Андрей Миронов, Леночка Проклова, Нина Русланова и другие замечательные артисты, – продолжает Алла Сурикова. – Снимали на юге. Миронов в кадре – все отдыхающее побережье, особенно дамы, пытались к нему пробиться. Я кричала оператору: «Уберите женщин от камеры!» Андрюша в ответ кричал: «Всех не перевешаете!» Был еще забавный эпизод на съемках. Если помните, в ресторане после небольшой потасовки все пьют шампанское и поют песню. Роль шампанского должен был играть лимонад. Дубль, второй, третий Все, снято! Но артисты, Миронов и Фарада, просят еще. Начинаю подозревать неладное. Наливаю «лимонад», выпиваю – шампанское настоящее! Выяснилось, что актер массовки (а был он директором ресторана) бутылки заменил. «Неужели я, снимаясь с самим Мироновым, мог допустить, чтобы артисты пили лимонад?» – говорил он мне. Андрюша – удивительный, остроумный человек, всегда знал текст и был готов к работе. На съемочной площадке картины «Человек с бульвара Капуцинов» он участвовал в режиссерском процессе. Если Олег Табаков сыграет гениально свой эпизод и спать, то Андрей рядом был всегда. Но вернемся к «Будьте моим мужем». Я дала возможность Миронову выбрать партнершу. Он остановился на Елене Прокловой. Между ними возникло притяжение, было видно: они нравятся друг другу, и симпатия видна зрителю. Это очень важно. Когда Игорь Скляр снимался в моей картине «Дети понедельника», он был влюблен в Иру Розанову. Говорил: «Я не смогу сыграть любовь, если не влюблен в актрису». Картина «Будьте моим мужем» успешно прошла в прокате, нам даже выплатили премии. Иду по «Мосфильму», а навстречу Андрей Миронов. Как оказалось, из кассы. «Ни одна женщина в мире не платила мне столько денег», – сообщил он, получив дополнительный гонорар.
«Чувство трусливого оптимизма»
Фильм Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» за год посмотрели 60 миллионов зрителей. Он получил несколько призов, среди которых «За лучшую драку между советскими актерами и за достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства» и даже главный приз на кинофестивале в Лос-Анджелесе, родине вестерна.
«Никита Михалков очень смешной комплимент мне отвесил, – вспоминает Алла Ильинична. – Случайно встретились, и он говорит: «Смотрю, по телевизору начался фильм. Вроде западный, а разговаривают по-русски. Посмотрел до конца. Поздравляю». Когда Андрей Миронов дал согласие сниматься в «Человеке с бульвара Капуцинов», мы по его просьбе переписали финал. По сценарию его герой в одиночестве уезжал вдаль. Мы сделали так, чтобы его любимая мчалась с ним в светлое кинематографическое будущее. На этом фильме я познакомилась с Николаем Караченцовым. Планировала его на другою роль, но он сказал, что хотел бы сыграть Билли Кинга. А этот персонаж по сценарию большой, крупный... И все же решили попробовать. Помог постановщик трюков, каскадер Александр Иншаков. «Николай Петрович, побейте его, пожалуйста», – обратилась я к Караченцову. И он так хорошо отметелил Иншакова, а тот так хорошо сыграл эту «метель», что стало ясно: передо мной Билли Кинг! В фильме многие трюки Караченцов блестяще выполнял сам. До выхода на широкий экран было несколько премьер. На одну из них зашел Андрей Миронов, когда погасили свет, чтобы его не заметили. Спустя время позвонил мне и сказал фразу, с которой я продолжаю жить: «Ну что, у меня появилось чувство трусливого оптимизма». Ему понравилась картина, и мне очень жаль, что главная премьера в кинотеатре «Октябрь» прошла уже без него. Это была премьера со слезами на глазах, потому что каждая фраза воспринималась совершенно по-другому».
– Вы счастливый человек?
– Грех жаловаться: судьба подарила мне интересную жизнь. Как говорила моя бабушка: «Судьба не глупее нас».
Подготовила Марина ВЕБЕР
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (1299) от 3 сентября 2019 года
Курская область. График приема граждан должностными лицами в сентябре
Социальные акции от «Медассиста»: «В ритме сердца» и «Школа пациента»