Оff inclusive. Как куряне с инвалидностью пытаются учиться с обычными детьми
В начале декабря отмечался Международный день инвалидов. В этом году его тему обозначили как «Расширение возможностей инвалидов и обеспечение инклюзивности и равенства». В России термин «инклюзия» ассоциируется в первую очередь с образованием. Инклюзивное образование – это когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся с остальными, в обычных школах и вузах. Но на деле не все так просто. В Курске Соню упорно не хотели принимать в школу, а Анжела, поступив в медколледж, рассказывает, что ее просят забрать документы.
Школу для Сони искали несколько месяцев
Первые три с половиной года Соня отучилась в подмосковной школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей. Каждые выходные ее забирал папа, живший в Москве, а каникулы она проводила с мамой в Курске. Несколько месяцев назад случилась трагедия – папы не стало. Соня переехала в наш город, где для ребенка с очень плохим зрением надо было найти новую школу.
Мама девочки Анна Наумова – сама незрячая, поэтому хорошо понимала, что придется столкнуться со сложностями. Каждый день человека с инвалидностью – это бесконечная борьба, в первую очередь со стереотипами общества. Даже поход в магазин за покупками – целая история, продавцы и охранники нередко отказываются пускать ее с собакой-поводырем, хотя по закону не имеют права им препятствовать.
«При первом обращении в ближайшую к дому школу директор предупредил: будет непросто, но они готовы попробовать. Даже при мне позвонил в городской комитет образования, там вроде дали добро, – вспоминает Анна. – Позже меня стали отговаривать. Среди аргументов: специалисты школы не умеют работать с такими детьми. А еще в школе нет доступной среды, например, пандусов. Но Соне они совсем не нужны! И вообще, спрашивали у нас, почему бы нам не пойти в другое учебное учреждение».
В Курске есть школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но Анна даже рассматривать такой вариант не хотела. «Почти 80% детей там с нарушением интеллекта, – замечает женщина. – У Сони когнитивные функции в норме, обучение в такой среде не даст ей развиваться».
В комитете образования предлагали интернат в Липецке и еще один вариант в Курске – школу №57. Анну смущало, что находится учебное заведение в другом микрорайоне. Как девочка с серьезными проблемами со зрением каждый день будет ездить на маршрутке? Но курянка все же отправилась в школу, где есть «специалисты с многолетним опытом работы с такими детьми». Первое знакомство оставило больше вопросов, чем ответов. «У меня поинтересовались, почему я не обратилась в интернат на улице Чумаковской для слепых и слабовидящих детей. Только это школа-интернат для глухих и слабослышащих детей, а это совершенно не одно и то же», – вспоминает Анна.
В итоге директор школы отказался брать Соню. Девочка может читать обычные учебники, но пишет только рельефно-точечным шрифтом Брайля. В учебном заведении решили, что не найдут специалиста, который сможет прочесть эти записи.
Хождение по инстанциям продолжалось несколько месяцев. В августе Анна с Соней вернулись в школу №39, ту самую, что находится возле дома. До нового учебного года оставались считаные дни, мама всерьез опасалась, что учиться Соне будет негде. И тут случилось почти чудо. Соню не только приняли в 5-й класс, но и нашли ей тьютера, умеющего работать со шрифтом Брайля.
За партой с «переводчиком»
1 сентября Соня пошла в 5 «Б». Она – единственная девочка в Курске, которая учится в обычной школе, но при этом пишет шрифтом Брайля. На русском и математике с ней за партой сидит индивидуальный помощник – Мария Бояркина. Сонин тьютер – тоже слабовидящая, на работу ходит с собакой-поводырем. Пока женщина на уроках, пес находится в школьной комнате отдыха.
«Слежу, чтобы Соня успевала за остальными детьми, но вмешиваться приходится редко, – рассказывает девушка. – На переменах переписываю ее тетради на компьютере, чтобы учитель мог их проверить. Преподаватель отмечает недочеты, если они есть, и возвращает материалы мне, чтобы Соня выполнила работу над ошибками». На устных предметах особенная ученица справляется самостоятельно.
На переменах она не может побегать с другими детьми – надо успеть встретиться с тьютером. Пожалуй, это единственное, что отличает Сонино расписание от школьного распорядка одноклассников. «Ко мне относятся как к обычному ребенку. Зрение? На эти формальности просто не обращают внимание», – из-за того, что Соне приходится сильно напрягаться, чтобы рассмотреть обычный текст, она читает медленнее сверстников. Зато формулировкам устной речи позавидует и взрослый.
«Первое время меня немного беспокоило, что в классе у Сони нет друзей, – замечает Мария Бояркина. – Но это нормально, она ведь новенькая, дети присматривались друг к другу. Теперь одноклассники сами подходят к Соне с вопросом, не подождать ли ее после урока, чтобы вместе пойти в другой кабинет, принимают в свои игры, делятся секретами. Инклюзивное образование – процесс двусторонний. Мне кажется, что вся школа поменялась. Думаю, на улице дети и взрослые теперь будут внимательнее относиться к людям с инвалидностью».
Каждый день Сони расписан по минутам. Помимо уроков, плавание, шахматы, журналистика, лепка и рисование. Но будущее девочка мечтает связать с музыкой. Ей уже доводилось выходить на большую сцену. Год назад участвовала в благотворительном фестивале «Белая трость», который проводит Диана Гурцкая, пела вместе с российской группой MBAND.
Сейчас Соня готовится к городскому конкурсу по журналистике. Домашнее задание – написать текст на тему «Герои рядом с нами». Девочка решила, что не будет искать героя войны или кого-то, совершившего подвиг в мирной жизни, а напишет о маме, которая своим примером, активной социальной и гражданской позицией демонстрирует, что инвалидность – не приговор. «Мы сможем говорить о равенстве, когда дефекты здоровья начнут восприниматься не как что-то ужасное, а на уровне другого цвета глаз или волос», – говорит Анна Наумова.
«Расчерчивали альбомные листы, их я использовала вместо тетради»
У 35-летней Анжелы Игнатухиной тоже инвалидность по зрению. Проблемы появились после болезни, которую девочка перенесла в четыре года. В школу пришла уже в очках с толстыми линзами. Когда Анжеле было одиннадцать, даже очки не выручали. Сейчас она различает лишь силуэты, при этом уверенно ориентируется и на улице, и дома.
Будучи почти совсем незрячей, курянка окончила обычную среднюю школу. А ведь 20 лет назад об инклюзивном образовании и речи не шло. «Я до сих пор благодарна коллективу 45-й школы. И директор, и учителя – все шли мне навстречу, – вспоминает девушка. – Конечно, были сложности. Например, с письменными работами. Расчерчивали с учителем большие альбомные листы, их я использовала вместо тетради. Выписывали учебники из московской библиотеки для слепых».
После школы Анжела решила учиться на психолога. Поступила в КГУ на дефектологический факультет. Там сразу признались: таких студентов у них еще не было, поэтому будет сложно. «Мы даже встречались с ректором, – рассказывает курянка. – Он пообещал: вуз постарается сделать все от него зависящее, чтобы я смогла учиться, но мне тоже придется приложить немало усилий».
Свою роль сыграла и специфика факультета. Преподаватели и студенты разрабатывают реабилитационные программы, ищут подходы, которые помогут влиться в общество людям с инвалидностью. Опыт с обучением такой студентки оказался очень полезным. Анжела не подвела: училась хорошо, при этом еще и принимала активное участие в жизни факультета.
Проблемы в медколледже
Теперь курянка мечтает открыть свой реабилитационный центр, где будут оказывать целый комплекс услуг: от психологической помощи до восстанавливающего массажа. «Массаж помогает решить не только проблемы костно-мышечной системы. Он снимает головные боли, является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний...» – Анжела сама окончила курсы и успела применить полученные навыки на практике.
Чтобы открыть свой центр, курянке нужно медицинское образование. Поэтому она поступила в медколледж на специальность «сестринское дело». Но учиться вместе с остальными студентами ей не дают, считает девушка.
«У нас была встреча с директором, где меня просили забрать документы, – рассказывает она. – До этого были похожие беседы с социальным педагогом и заместителями директора. Замдиректора по образованию и науке прямо сказала: «Отучишься четыре года, а экзамен не сдашь». Думаю, администрация переживает, что я могу испортить показатели».
Курянка отдает себе отчет, что работать медсестрой не сможет: «Даже будучи самой прилежной ученицей на курсе, буду уступать однокурсникам. Например, не смогу поставить капельницу внутривенно. Но для открытия реабилитационного центра с услугами массажа мне не надо уметь делать инъекции. Нужны теоретические знания по медицине. Я просила разработать для меня индивидуальный курс обучения, но администрация не идет навстречу».
Вместо этого, считает курянка, от нее мечтают избавиться. Самый безболезненный вариант – отправить учиться в другой регион. «Медицинский массаж для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению преподают в Кисловодске, – рассказывает она. – Но я не могу все бросить и на несколько лет уехать за тысячу километров от дома. Недавно мне сказали, что такая специальность есть и в Белгороде, но в этом году там не набрали группу... Где я буду жить в другом городе? Где работать? Многих обычных студентов пугают эти проблемы. Как их решить незрячему человеку?»
С открытием своего центра Анжела мечтает помогать не только клиентам. Она готова принять в коллектив людей с инвалидностью, по себе знает, как непросто им найти место в этом мире. Но чтобы мечта осуществилась, нужен диплом.
«Почему она не пошла учиться на хирурга?»
В колледже утверждают: никогда не настаивали, чтобы незрячая курянка покинула учебное заведение. Ведь такое заявление противоречило бы Конституции РФ. «На сегодня у нас учатся 37 человек с инвалидностью. Закон об образовании призывает оказывать им всяческое содействие, что мы и делаем», – отмечает директор учебного заведения Валентина Игнатенко.
Но Анжела – случай особенный. В силу своих особенностей здоровья она не сможет усвоить всю программу, заявляет педагог. «Мы строим учебный процесс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В учебный план специальности «сестринское дело» входит практика в больницах. Форма договора с медучреждениями определена Минздравом. И там не предусматривается каких-то специальных условий для лиц с ОВЗ». А если незрячая студентка не сможет пройти практику, то и зачет она не получит.
Индивидуальный план, уверяет администрация колледжа, тоже не поможет. В любом случае студент обязан усвоить все модули, предусмотренные стандартом: от решения проблем пациента путем сестринского ухода (это кормление, гигиенический уход, бритье, подготовка к операции) до умения поставить внутривенную инъекцию, капельницу или катетер.
«Мы даем образование, а не выписываем корочки и дипломы, – утверждает Валентина Игнатенко. – Для этого студент должен освоить программу по специальности. Будут выпускные экзамены, дифференцированный зачет у постели больного. И принимаем его не мы, а люди, назначенные комитетом здравоохранения. Придет главная медсестра областной больницы и скажет: «А кому вы диплом даете? Человек не владеет теми навыками, которыми должна владеть медсестра».
В колледже отмечают, что предоставляя информацию об учебных заведениях, где учат инвалидов по зрению медицинскому массажу, пытаются лишь помочь студентке, чтобы не отчислять ее за неуспеваемость. А такая необходимость рано или поздно возникнет, если та останется на «сестринском деле». Но курянка их «не слышит».
«Вы можете гарантировать, что, получив диплом медсестры, она не пойдет работать в отделение по специальности? – задает вопрос директор колледжа. – При наличии вакансии она может прийти, например, в операционное отделение. И администрация больницы будет обязана ее взять. Ведь диплом есть. Я несу ответственность за те документы, которые выдаю выпускникам. Почему она не пошла учиться на хирурга? Звучит странно, не правда ли? Но в ее случае это почти то же самое, что учиться на медсестру».
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 51 (1262) от 18 декабря 2018 года
Цвет настроения – новогодний! Пять причин встретить Новый год в ресторане «ГРИНН Beer»
«Поэтический перекресток» объединил в Курске читающее поколение
КЭАЗ выступил с инициативой о введении в регионе инвестиционного вычета
В японском зоопарке пингвинов нарядили в рождественские костюмы