Напролом к Северному полюсу. Куряне на ледоколе «Арктика»
40 лет назад, 17 августа 1977 года, советский атомоход «Арктика» стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса Земли. На макушке планеты в составе команды, которую подбирали с особой тщательностью, ведь на кону стоял престиж страны, тогда побывали и куряне. Мы встретились с Владимиром Гончаровым, который трудился на «Арктике» старшим электриком.
«Будто тебя засунули в железную бочку, а сверху колотят палкой»
– О готовящейся экспедиции к Северному полюсу стало известно за месяц-полтора до похода, – говорит Владимир Гончаров. – Стали отбирать команду. Это же был Советский Союз, так что приоритет отдавали людям с незапятнанной репутацией – ударникам труда, коммунистам... В их числе оказались и мы с Александром Науменко, с которым вместе окончили мореходку, работали на атомоходе «Ленин», на «Арктике». Сейчас он живет в селе Большие Угоны Льговского района, периодически встречаемся, вспоминаем прошлое.
9 августа 1977 года атомоход «Арктика» вышел из порта Мурманска. Время было выбрано неслучайно, август – самый мягкий месяц в полярных широтах. Обычно на ледоколе экипаж состоял из 150 человек, но в рейсе на Северный полюс он вырос до 207! «С нами же были ученые, специалисты из разных научных и технических институтов и организаций, журналисты, – поясняет Владимир Иванович. – О важности этого похода можно было судить и по тому, что руководил экспедицией лично министр морского флота СССР Тимофей Гуженко».
Ледокол «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Через полтора года состоялся торжественный спуск на воду огромного корабля: 148 метров в длину, водоизмещение – 23 тысячи тонн, скорость хода – 20 узлов. «Арктика» отличалась от первого советского атомного ледокола «Ленин», построенного в 1957-м. «Я же работал и на «Ленине», – поясняет собеседник. – Есть с чем сравнивать. Новый корабль был значительно надежнее предшественника, развивал большие мощность и скорость. Все это позволило атомоходу пробиться через льды к макушке Земли».
Ледокол «Арктика» – настоящее произведение кораблестроительного искусства. Помимо служб связи, радиационной безопасности и прочих необходимых для такого объекта подразделений, имел свою инфраструктуру для воздушной ледовой разведки (на судне был свой бортовой вертолет), а также медицинский блок с физиотерапевтическим, стоматологическим и даже операционным отделениями... На атомоходе были оборудованы столовая, кинозал, библиотека, две финские бани, бассейн, спортзал, музыкальный и шахматный салоны, учебный класс, парикмахерская.
«Одним словом, все необходимое для комфортного проживания и отдыха экипажа, – улыбается Владимир Гончаров. – Мы жили в одноместных каютах. Кстати, на ледоколе «Ленин» моя каюта располагалась у корпуса прямо над боковым винтом. Ощущение, будто тебя засунули в железную бочку, а сверху со всей силы колотят палкой – такой грохот от раскалывавшегося льда стоял, будь здоров! Но тогда мы быстро привыкали к этому: все грохочет, ледокол трясет – а ты моментально засыпаешь. Эх, молодость!»
14 августа «Арктика» вошла в многолетние льды, началась самая сложная часть экспедиции. Как позднее признавались моряки, в некоторые моменты похода становилось страшновато, корпусу корабля приходилось крушить льдины толщиной в несколько метров. «Ледокол не разрубает лед, а наползает на него и продавливает своей тяжестью, – поясняет Владимир Иванович. – И чем прочнее лед, тем большая часть ледокола должна вползти на него, чтобы вызвать разрушение. Обломки смещались далеко от форштевня, их не было видно из передних иллюминаторов. И было впечатление, будто весь огромный атомоход скользит по льду: впереди ни трещин, ни ломающегося льда, ни брызг. Только доносился глухой звук: хрум, хрум... А посмотришь назад – широкая полоса воды и огромные развороченные глыбы льда по сторонам, поражавшие красотой. На солнце они были какого-то фантастического изумрудного цвета. И мне кажется, судно особо не жалели, лезли напролом, давя многометровые торосы. Ведь была четкая задача – дойти до Северного полюса!»
«Кругосветка» вокруг мачты с флагом
Конечно, команда, используя данные ледовой разведки, старалась обходить наиболее мощные преграды. «Арктика» творила чудеса, выбираясь из немыслимых нагромождений торосов. И все-таки не раз наступал такой момент, когда атомоход вынужден был останавливаться, пятиться назад, чтобы выбраться из ледовой западни. Позднее министр Тимофей Гуженко признавался, что порой он чувствовал себя, как в камнедробилке, поскольку в тяжелых льдах судно продвигалось ударами: взад-вперед, взад-вперед.
«Плавание во льдах – это вечный риск, – говорил позднее в интервью капитан «Арктики» Юрий Кучиев. – Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на восемь месяцев. Имелось все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров — такие нам до этого преодолевать не приходилось »
Перед походом были просчитаны различные непредвиденные ситуации. «Экипаж был готов ко всему, – уверен курянин. – На борту имелись два вертолета, мощный бульдозер, лесоматериалы, палатки, газовые плиты, взрывчатка и многое другое, что могло понадобиться в случае непредвиденной ситуации. И хорошо, что ничего не потребовалось. Корабль выдержал испытание на прочность».
Момента, когда ледокол достигнет географической точки Северного Полюса, все ждали с нетерпением. «Мы же не понимали, где она находится, – смеется Владимир Иванович. – Если на суше есть какие-то ориентиры, то здесь – ничего, белая пустыня».
17 августа 1977 года в 4 утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль.
Это событие было отмечено торжественной церемонией поднятия флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На радостях совершили «кругосветное путешествие»: вокруг мачты с флагом протоптали круг радиусом метров в двадцать и ходили друг за другом, пересекая все земные меридианы. «Сделали небольшую полынью, куда могли окунуться все желающие, – вспоминает Владимир Гончаров. – Установили трибуну, состоялся митинг, даже дали несколько залпов из винтовок. На вершине Земли мы провели 15 часов. Перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР и надписью «60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.». Члены экипажа на память набрали воду из океана. А еще делали фотографии и запечатывали их в целлофан. Сбоку оставляли место, куда заливали воду из Ледовитого океана и герметично запаивали. Отличный сувенир!»
Вернулся на Северный полюс на «Советском Союзе»
За 15 часов «Арктики» на вершине мира ученые провели опыты, а водолазы исследовали дно и винты судна. Моряки же, по их многочисленным признаниям, достали припрятанные заначки и отпраздновали событие. Они, как никто, понимали, какое большое дело сделали.
«Была эйфория – мы первые в мире! – продолжает наш собеседник. – И найдется немного примеров, когда по итогам одного рейса весь экипаж был награжден орденами и медалями. Орденом Октябрьской Революции был награжден и сам атомный ледокол. Я получил знак Почетного полярника, медаль «За трудовую доблесть» и денежную премию в размере оклада. В Мурманске всех пригласили на шикарный банкет. И даже, как я слышал, местную милицию попросили не трогать веселых и шумных ребят с «Арктики», мол, имеют полное право. Тогда про наш ледокол и его знаменитый поход к полюсу знали все.
Помню, приехал в отпуск домой. Младшая сестра училась в школе и всем рассказала, что я был участником экспедиции к Северному полюсу. На следующий день пришла учительница, попросила встретиться с ребятами, рассказать, как это было. У школьников глаза горели – меня просто засыпали вопросами! А сейчас людям это не особо интересно, некоторые и вовсе не понимают, зачем нужны ледоколы. Между тем Арктика снова актуальна – об этом говорится на самом высоком уровне!»
После «Арктики» Владимир Гончаров ходил в походы на ледоколе «Сибирь», 20 лет проработал на ледоколе «Советский Союз». «На нем я снова вернулся на Северный полюс, – говорит Владимир Иванович. – Во времена перестройки, когда был спад в экономике, все выживали, как могли, ледокол занялся коммерческими рейсами. Возили туристов из Японии, Австралии, Германии, США к макушке мира... Такие поездки далеко не все могли себе позволить – очень уж дорогие путевки были. И до сих пор я часто вспоминаю те походы, как мне повезло стать участником действительно грандиозного исторического события. Даже сны снятся, что меня снова пригласили отправиться в экспедицию на ледоколе...»
Марина ВЕБЕР
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1192) от 15 августа 2017 года
Названы лидеры на выборах в Курское Горсобрание. В сентябрьской кампании участвуют восемь партий
Лето СКИДОК в гипермаркетах «ЛИНИЯ»! АКЦИЯ! «ЛИНИЯ» каждый день дарит сертификат на 4000 рублей!
Весом с космический зонд. Палеонтологи описали крупнейшего в истории динозавра