Снос Южного депо ставит крест на курском трамвае?
Периодически общественность Курска будоражит «трамвайная тема». Так, в январе мы уже писали о ситуации с рельсовым электротранспортом в нашем городе. После публикации «Курск от трамваев не откажется» читатели вновь традиционно разделились на два лагеря с диаметрально противоположными точками зрения. Попробуем проанализировать их мнения.
Одни говорят, что трамвай, который скоро отметит свое 120-летие, является «визитной карточкой» Курска. Кроме того, есть такие районы (улицы Литовская, Верхняя Луговая и другие), где просто нет другого общественного транспорта. Еще некоторые «кивают» на Европу: мол, в Праге или Амстердаме трамваи ходят вполне успешно. Правда, не уточняют при этом, что речь идет о современных скоростных вагонах. Вспоминают про то, что 2017 год объявлен Годом экологии, а трамваи экологичнее маршруток.
Другие считают, что надо исходить из реалий. Особенно молодое поколение, которое отвыкло от путешествий по городу по рельсам. По их мнению, трамвай в его нынешнем курском виде – устаревший вид транспорта. В качестве примера многие приводят соседние города Черноземья: так, во вполне успешном Белгороде трамваев не было совсем, а в Воронеже от них давно отказались. Хуже стало? Нет. Такая мера позволила разгрузить движение в столице Черноземья. А если с курских улиц убрать рельсы со столбами, расширить за их счет дороги и пустить по ним троллейбусы или микроавтобусы для перевозки пассажиров, это, по мнению горожан, может также во многом разрешить проблемы автомобильных пробок.
Например, так местные власти поступили с улицами Пирогова и Звездной нынешней зимой из-за перебоев с трамваями. Заменили их, продлив маршруты микроавтобусов.
«Можно оставить трамвай в пределах Железнодорожного округа, где расположено Восточное депо, как знак уважения к этому виду транспорта и чтобы романтично девушек катать», – написал, к примеру, один из курян. Видимо, юного возраста...
Тем временем газета «Городские известия» в номере от 21 января опубликовала интервью генерального директора МУП «Курскэлектротранс» Виталия Наумова. В нем, похоже, содержатся ответы на многие вопросы.
«Трамваи являются частью потока среди прочих участников уличного движения: автомобилей, автобусов и т. д. Данный вид транспорта отличается уязвимостью из-за того, что не маневрирует, – поясняет Виталий Павлович. – Скажем, троллейбус от своей оси может отклониться на 4,5 метра. А если остановился трамвай, следом встают и другие, объехать невозможно. В сутки на улицах города случается порой до 6–8 ДТП на трамвайных линиях, в том числе с грузовиками. Пока ситуация не разрешится, вагоны дальше не идут. Бывают обрывы контактного провода, сходы с рельсов. Виной становятся и неисправные вагоны, они ведь у нас старенькие, даже производившего их завода «ЧКД» в Праге давно не существует. Тем не менее мы продолжаем эксплуатировать эти трамваи».
– Когда в последний раз предприятие пополняло парк машин?
– Четыре года назад. Это были 10 вагонов, прошедшие капитально-восстановительный ремонт в Чехии. Сегодня такой возможности у «Курскэлектротранса» без софинансирования из федерального бюджета нет.
Газета «Друг для друга» еще несколько лет назад писала о том, что содержание трамваев требует огромных лишних расходов после стратегической ошибки – закрытия Южного депо в микрорайоне КЗТЗ. Приходится гонять вагоны из одного конца города в другой порожняком: из Восточного депо в Железнодорожном округе, например, до микрорайона Волокно или до автовокзала. Лишние затраты из-за сотен километров холостых пробегов – на электричество, амортизацию, зарплату персонала – плюс дополнительные нагрузки на подвижной состав, путевое и электрохозяйство.
Обеспокоенность за безопасность пассажиров вызывает и сверхизношенность вагонов, достигшая 100%. По-хорошему их давно пора списывать... Та же беда с путевым хозяйством: более 60% рельсов в городе подлежат обязательной замене, почти полностью пришла в негодность контактная сеть – местами она поржавела и сгнила. Морально и физически изношены тяговые подстанции, а менять трансформаторы, установленные там, нечем – их больше не выпускают. Получается, что для поддержания трамвайного хозяйства в нормальном и безопасном состоянии требуются колоссальные средства, которых в бюджете нет.
Опять же перспективы популярности трамвая в будущем будут сходить на нет из-за естественной убыли старшего поколения, которое является основными пассажирами. А следовательно, и по этой причине убыточность рельсового транспорта возрастает с каждым годом.
Что делать в такой ситуации? Главное, на наш взгляд, не рубить с плеча. Мы считаем, что необходимо создать экспертную комиссию из грамотных уважаемых специалистов на уровне города – мэрии, Горсобрания, транспортников, дорожников. А может быть, и на уровне региона, выделяющего муниципальной казне субсидии на электротранспорт, например, под эгидой обладминистрации или Облдумы, где действует постоянный комитет по промышленности, строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству.
Вопрос серьезный: ставить ли в ближайшем будущем крест на курском трамвае? Поэтому его необходимо рассмотреть всесторонне, все взвесить и просчитать.
Юрий СТОЛЬНИКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (16)
Написать отзыв▼
Николай Иванович
18 февраля 2017, 21:29город: Воронеж... Скоростные трамваи, это сколько? 150, 250 км. в час по городу? Ответьте? Второе, о Воронеже. Вы там были?, я там живу и скажу, что хуже стало, много хуже!!! Вы признаете закрытие Южного депо стратегической ошибкой, через 5 лет будете писать о второй стратегической ошибке, и это будет закрытие трамвайного движения. Уверен, что не опубликуете мое мнение...
Михаил
20 февраля 2017, 08:40город: new-курскНи в коем случае не убирать трамвай, это удобно, экологично. Курск без трамвая- потомки нам не простят!
Сергей
20 февраля 2017, 10:33город: КурскА что, раньше аварий меньше было? Конечно нет, и трамваи ходили бесперебойно. Очень похоже, что нынешнего генерального директора МУП назначили для того, что бы полностью развалить трамвайное движение в Курске.
Сергей
20 февраля 2017, 15:24город: КурскВсе верно! Никто не предлагает оставить жителей города без общественного транспорта. Но заменить трамваи на троллейбусы предложение правильное. Это должно было бы устроить всех: у кого есть автомобиль и у кого его нет. Действительно, как память или чтобы покатать любимую девушку можно оставить трамваи на маршруте от восточного депо до Московской площади.
Алексей Раздорский
20 февраля 2017, 17:48e-mail: razdor@nlr.ru, город: Санкт-ПетербургЛиквидация трамвайного движения станет преступлением перед городом. Посмотрите на европейские города, сопоставимые по размерам с Курском, например, на Хельсинки или Краков — там никому в голову не приходит убирать трамвай, причем даже с самых узких центральных улочек. Там иная политика: жесткие ограничения на въезд в центр города частного автотранспорта. Курск же, развивая пассажирские перевозки на ПАЗиках, уверенно движется в плане эволюции (а точнее деградации) городского транспорта по пути тропической Африки. Не снимать надо трамвай, а, наоборот, развивать! Считаю, что при условии введения разумных ограничений на движение личного автотранспорта в центре города (проблема, назревшая и перезревшая для всех российских городов с населением свыше 300 тыс.), можно подумать и над восстановлением трамвайного движения на ул. Дзержинского и Ленина. Это позволит существенно снизить остроту транспортной проблемы в городе. Ну и потом: давайте все же сохранять известный оптимизм. Не до скончания же веков экономический кризис в нашей стране (хоть и подзатянулся они у нас).
Алексей
21 февраля 2017, 09:31город: КурскОднозначно менять доживающие свой срок трамваи на троллейбусы и использовать освободившееся пространство для движения общественного транспорта!!! А пересечение трамвайных путей с автодорогами — их можно преодолеть, дабы не отвалились колеса, разве что на танке!!! Трамваи, как самый уязвимый, шумный и малодинамичный вид транспорта пора отправить на покой и заменить более экологичными троллейбусами с расширением контактной сети!!! Кто за???
Курянин
21 февраля 2017, 10:34город: КурскАлексей, разумнее пустить троллейбус по ул. Дзержинского — экологочно, не надо дорожные пути переделывать и меньше затраты на содержание.
жительница г Курска
21 февраля 2017, 11:34город: КурскУ нас о людях не думают вот и предлагают такие вещи. В Европе, в Чехии например, везде развито трамвайное сообщение. А у нас и троллейбусное не развито! Пустили троллейбус с Пр. Дружбы ЕДЕТ В ЦЕНТР туда и так много транспорта. А чем уехать от колобка на Победу и Северный! Нет ни одного транспорта. Ладно молодые люди могут дойти до Сказки или пересадка, а пожилым как ехать? И обратно до Колобка школа 54 тоже нет ничего прямого! Приходиться от Сказки идти пешком или от Бумеранга!!! Многие маршрутки стали ходить по Студенческой! Зимой! Могут сказать, что троллейбусы пустые. Просто люди не знают и не ждут, а надо объявить! Или хотя бы одну маршрутку пустить.
Андрей
21 февраля 2017, 11:54Трамвай это здорово! А что у нас могут знать люди о трамвае и его эффективном использовании, когда 80% населения никогда не выезжали за границу, варятся в собственном болоте... Можно было бы пустить трамвай в отдаленные районы города, бросить ветку в Жуково. Но на все нужны деньги и инвестиции...
Александр Николаевич
21 февраля 2017, 13:34Давно пора убрать эти трамваи. Эти развалюхи уже надоели, ждёшь их по полчаса, а потом выясняется что движение по линии прекращено. Или бывает так, что после долгого ожидания садишься в трамвай, едешь, а он ломается. И иди пешком на маршрутку, причем деньги за проезд не возвращают. Про расширение улиц за счет демонтажа рельсов, разгрузку движения и т.д я вообще молчу. Так что в таком состоянии как сейчас, трамваи подавляющему большинству населения не нужны.
Если хотите оставить трамваи, то приведите их в порядок, обновите состав, наведите порядок в движении трамваев. Зачем городу ржавое железо, от которого больше проблем чем пользы?
Алексей
21 февраля 2017, 17:46e-mail: royce_79@mail.ru, город: ОрёлНе так давно был в Праге. Так там трамваи не только не собираются убирать, но и активно новые новые линии строят, сеть только расширяется!
Сергей
21 февраля 2017, 18:31город: КурскПредложение вернуть трамвай на улицы Ленина и Дзержинского от товарища из Санкт-Петербурга- это что то ... Ну, Вы, товарищ и загнули!!!
Сергей Казацкий
23 февраля 2017, 07:14город: КурскЕсли, нет средств на замену трамваев на троллейбусы, то нужно хотя бы закатать шпалы асфальтом, как сделано на улице Сумской. Это позволило бы открыть двухстороннее движение автотранспорта на участке от ул. Запольной до ул. Бойцов 9 дивизии, расширить проезжую часть по ул. Литовской
Георгий
26 февраля 2017, 09:53город: КурскСчитаю, что трамвайное движение необходимо сохранить!
Он органично вписался в курский повседневный быт, является его неотъемлемой историей.
Все проблемы не в самом трамвае как виде транспорта как таковом, а в муниципальном менеджменте, который реально не имеет позитивной мотивации работать на развитие трамвайной сети. Автомобильное лобби делает свое дело...
Оксана
6 марта 2017, 20:40город: КурскТрамваи — это душа нашего города, и их нужно не уничтожать а развивать! Вернуть трамваи на Ленина и Дзержинского, полностью обновить вагонный состав, и по максимуму убрать загаживающий воздух и создающий аварии частный транспорт! Пустить трамваи по Бойцов 9 Дивизии, сделать скоростную линию на волокно — вот что нужно в первую очередь!
Владислав
12 декабря 2022, 00:17e-mail: Vladejackson192837@gmail.com, город: КурскНадо спасать курский трамвай. Возвращать пути в центр, обосабливать имеющиеся. Убирать маршрутки, строить новые линии по Клыкова, Запольной, ПЛК, 50 лет. И закупить новый 100% низкопольный подвижной состав.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 07 (1166) от 14 февраля 2017 года
«ЛИНИЯ» хороша для семейного кошелька! Товары для любой семьи и на любой кошелек!
«Курская антоновка» вручена лауреатам премии «Человек года-2016»
Курск. Рекордсмен Книги Гиннесса поделился секретами дрессировки медведей
«Динамо» (Курск). Расправа в Праге над УСК и покорение «Енисея»