Подвалы Курска хранят лёд XIX века
Сегодня мы завершаем экскурсию по курским подземельям, которую для читателей «ДДД» проводил журналист и краевед Виктор Крюков (ранее смотрите «Правда о подземельях Курска» от 25 марта, «Подземные тайны Знаменского собора» от 8 апреля).
«Нельзя утверждать, что подземелий под Курском нет совсем, – поясняет исследователь, – но и говорить о том, что их много, что они связаны между собой – тоже нельзя. Этому нет никаких реальных подтверждений».
Как говорилось в предыдущих публикациях, озаглавленных общей темой «Правда о подземельях Курска», достоверно известно лишь о трех таких коммуникациях на территории нашего города. Это – тайный лаз к колодцу на берегу реки Тускарь под улицей Сонина, выложенный старинным кирпичом ход под парком имени 1 Мая и странная ниша, ведущая вглубь фундамента Знаменского собора в его подабсидной части. О них мы рассказали в номерах от 25 марта и 8 апреля. И ни скелетов в подземельях, ни золотых кладов... Но тайн всё равно хватает. «Мы еще очень мало знаем о подземельях Курска. Уверен, со временем информации будет намного больше», – замечает Виктор Крюков.
Пустоты под центром города
В центральной части Курска строители многократно натыкались на подземные полости, начиная с территории завода «Электроаппарат», где располагался детинец древнего города – его крепость. Пустоты под землей обнаруживали на Красной площади, на современных улицах Дзержинского, Радищева, Садовой, Гоголя, Семеновской...
«В историю о том, что курские церкви, расположенные на довольно приличном расстоянии друг от друга, могли соединяться подземными ходами, конечно, верить наивно, – поясняет Виктор Васильевич. – Как уже говорилось, до середины XVII века в нашем городе не было каменных строений и технологии строительства из кирпича. Без этого же любой ход обвалится. Да и большинство храмов были деревянными. Подобные подземные коммуникации стоили бы баснословно дорого, не имея практического смысла – к XVIII веку Курск перестал быть окраинным городом и страдать от набегов».
«С другой стороны, под церквями, которые в разное время и по разным причинам снесли, располагались подвалы, – продолжает Крюков. – Скажем, на том месте, где до середины 30-х годов стоял Николаевский храм (на пересечении нынешних улиц Дзержинского и Радищева), до сих пор сохранились подземные полости. Их выявили уже в 1960-е годы в результате бурения. Наверняка остались под землей и подклети Флоровской церкви, находившейся на углу сегодняшних улиц Марата и Радищева. Могут быть интересные находки под уцелевшим Свято-Троицким монастырем на улице Максима Горького.
«Наследие» Николая I
Истоки «подвальной истории» уходят в 30-е годы XIX века. При российском императоре Николае I был принят строительный устав, который обязывал даже при возведении одноэтажного каменного дома делать под ним полноценный массивный фундамент. Холодильников в то время не было. Поэтому купцы, строя свои дома, обустраивали их глубокими подвалами. Часто для удобства и сугубо прагматичных целей владельцы соседних зданий соединяли по два-три подвала между собой. И когда современные строители вскрывают под землей такое сооружение, выложенное старинным кирпичом в виде арочных сводов, длиной в несколько десятков метров, тут же начинаются разговоры о подземных ходах.
«Неглубокие недра исторической части города до сих пор изобилуют рукотворными пустотами, которые вполне могли быть соединенными между собой, – авторитетно заявляет Виктор Васильевич. – Однако многое из того, что реально находят под землей в Курске в наше время, это как раз остатки купеческих подвалов и ледников. Сколько их в центре города уже нещадно сломали строители... Скажем, территория нынешнего парка Героев Гражданской войны когда-то так и называлась – Подвальная площадь».
Виктор Васильевич вспоминает, как на улице Семеновской спускался в двухуровневый каменный подвал. В нем на самом глубоком нижнем уровне даже сохранились до наших дней снег и лед из XIX столетия, присыпанные слоем вековых опилок и пыли.
Но не только подвалы «зияют» пустотами под Курском. На всех подворьях того времени – купеческих, монастырских, дворянских, в доходных домах – строили так называемые «питательные ямы», куда сливали помои. Это было частью коммунальной инфраструктуры города. До XVIII века их делали из мощных деревянных плах (такие подземные емкости вряд ли уцелели), а позднее стали выкладывать кирпичом, оставляя земляным лишь дно. Таких пустот, зачастую со сводчатыми потолками, в Курске полным-полно.
Готовимся к вылазке под парк Бородино
«На Красной площади раньше был рынок, там располагались целые ряды купеческих лавок, где торговали мясом и рыбой (в частности, на том месте, где стоит памятник Ленину), под ними были глубокие ледники. Еще когда до войны закладывали фундаменты тогдашнего цирка и Дома Советов, обнаружили пустоты, оставшиеся под землей», – рассказывает Крюков.
Это, кстати, вполне объясняет известную в Курске «легенду» о том, почему голубые ели перед Домом Советов с одной стороны от памятника вождю мирового пролетариата растут лучше, а с другой – хуже. Корням деревьев могут мешать подземные емкости и каменные остатки фундаментов...
«Подвалы, в отличие от надземной части разрушенных зданий, сохранились по одной простой причине, – считает Крюков. – Их было сложно разбирать, выламывая и добывая кирпич. Проще оказалось засыпать эти сооружения, построив поверх них что-то новое».
«Вполне ответственно могу заявить: существует подземный ход, который лежит под проезжей частью улицы Гоголя в квартале, граничащем с парком Героев Гражданской войны (в просторечии Бородино), – рассказывает краевед. – Он ведет в северную часть парка. Манера кладки и кирпич дореволюционные, предназначение неизвестно. Я спускался в него из здания довоенной постройки. Сухой ход, очень похожий на водовод, расположенный под Первомайским парком, обрывается разрушенным тупиком...»
– Собираетесь еще раз исследовать этот ход?
– В планах такое есть. Могу и корреспондентов «ДДД» с собой взять. Существуют также неисследованные подземные уровни под кирпичной водонапорной башней на улице Павлова, и много где еще Отдельно надо сказать и об относительно современном подземном сооружении, который я исследовал. Это заключенная в трубы речка Кур.
Подземный Кур, капище диггеров и Каменный мост
Реку, давшую название городу, заковали в бетон в начале 1970-х годов. «Подземное русло Кура несколько отличается от своей официальной схемы: на самом деле больше поворотов, иногда плавных, а иной раз – крутых. Речка под землей разделена на несколько независимых друг от друга параллельных каналов, между которыми железобетонные стены до самого потолка», – рассказывает Виктор Крюков.
Без фонаря здесь темно – лишь в потолке невнятные пятна света из ливневых решеток, сыро, прохладно и сильный сквозняк Многие трубы-врезки, из которых еще недавно что-то лилось, теперь наглухо заварены. Характерного «аромата» нет вовсе, если не считать запаха ила. Вода на выходе из подземного канала стала прозрачнее, в одной из заводей, где-то рядом с ТЦ «ГРИНН», мы даже увидели живую рыбу.
Сверху по улицам Александра Невского и Дзержинского движется плотный поток машин. Несущая арматура железобетонных плит перекрытия за несколько десятилетий оголилась. Можно увидеть следы давних точечных ремонтов – на участках под проезжей частью были смонтированы сварные металлоконструкции для укрепления плит. Но большинство из них сгнило от ржавчины и рухнуло. Строповочные петли из прутка диаметром 12–16 миллиметров, торчащие из вертикальных плит, превратились в труху – их можно отломать голыми руками.
Потолок тоннеля то заставляет сильно пригибать голову, то уходит вверх. На стенах непонятные знаки, выполненные яркой краской. Видимо, их оставили местные диггеры. В пустой трубе сантиметров 60 в диаметре – кучка монет, конфеты и вполне исправный фонарик. Похоже на «капище» подземных исследователей.
Под ногами много непонятного мусора. К примеру, как попали сюда многочисленные автомобильные шины? Скорее всего, они тут еще с тех времен, когда подземное русло только строили, а плит перекрытия еще не было.
Самое интересное – это старинный мост, потаенно расположившийся под улицей Дзержинского. Вернее, его опоры, которые исправно работают с 1-й четверти XIX века, пропуская над собой транспорт. Когда-то мост был гордостью курян, сразу получив неофициальное название – Каменный. Это сооружение было первым и долгое время единственным каменным мостом, в отличие от прочих деревянных.
Опоры Каменного моста по сравнению с современными железобетонными плитами выглядят очень надежно. Это природный камень, скрепленный специальным гидроустойчивым раствором. Ширина Каменного моста – около 20 метров. Улица Херсонская (ныне Дзержинского) изначально планировалась как самая широкая в Курске, и с тех пор в данном параметре не изменилась. При этом длина моста в его рабочем просвете всего 6 метров. Сооружение по конструкции больше представляло собой каменный канал, выполненный солидно и надежно – на века. В свое время Каменный мост имел со стороны Покровского (ныне Центрального) рынка водяной затвор для временного перекрытия речки и ремонта моста. Он и подвел, когда в 80-е годы XIX века на Куре случилось серьезное наводнение.
Подготовил Евгений НОВИКОВ, фото из архива Виктора КРЮКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 18 (1020) от 29 апреля 2014 года
ОАО «Газпром газораспределение Курск» дарит подарки своим покупателям