В Курской области совенка из вольера освободили взрослые совы
Замечательную историю спасения совенка рассказала курский писатель и краевед Валентина Ткачева. Еще в конце мая она забрала малыша из поселка Теткино, где он мог погибнуть, привезла домой и поселила в большом вольере. Кормила, учила летать и защищаться. Вскоре к малышу стали прилетать взрослые совы — приносили ему мышей, а после и вовсе освободили из вольера, отодвинув доску.

- По виду малышу было недели три, — рассказывает Валентина Ткачева. — Птенцы ушастой совы впервые выходят из родительского гнезда в возрасте 20-25 дней, у них начинают интенсивно расти перья, и совята достигают размеров взрослых птиц. Примерно в месячном возрасте молодые начинают летать. Наткнувшись в природе на подобного «пушистика» – самое разумное – оставить ребёнка сов в покое. И не водить рядом с ним «хороводы», привлекая серых ворон. Эти хищницы очень наблюдательны и с удовольствием закусят беспомощным малышом. Если уж унесли домой для «спасения» несчастного «потерявшегося» птенчика, в течение суток, максимум двух, нужно вернуть его строго туда, где подобрали, чтобы родители услышали его голос. Они примут дитя, выкормят и обучать всему, что должен знать совёнок в дикой природе. Позже возвращать не имеет смысла – родители с остальными совятами за это время могут откочевать на довольно большое расстояние. Если выпавшего крохотного совёнка подложить в другое гнездо, то приёмные родители тоже о нём позаботятся – у сов чужих детей не бывает!

Валентина Ткачева прекрасно знает, что выпавшего из гнезда совенка лучше не трогать. Но здесь были все причины забрать малыша. «После приезда по звонку в Тёткино с просьбой «спасти птенца от кошки», пришлось забрать совёнка с собой, — поясняет она. — Оставить беспомощного ушастика в центре рабочего посёлка? На асфальте, под ногами у множества людей, в компании кошек и заинтересованно наблюдавшей за нашими действиями шустрой собачонки? Обречь на гибель »

Первую ночь Филька провел в коробке, после его переселили просторный вольер. «Мышей ловить я не умею, кормила слетка филе, желудками и печенью кур. В первые дни после «прописки» не успевала смоченный водой кусочек поднести к клюву – мгновенно хватал и заглатывал! Оголодал! — делится Ткачева. — С улыбкой вспоминаю, как учила совёнка летать. И защищаться Сюрприз ожидал нас на День защиты детей – мышка под окном вольера! Принесла сова? Гостинец Филька оценил. А совы продолжали прилетать. Появлялись пернатые няньки часикам к двум-трём ночи, или ближе к утру. Их выдавали голоса: тонкий – звал совёнок и грубые – птенцу отвечали взрослые. После первого «подарка» события резко ускорились. С каждым днём совёнок набирался сил, прямо на глазах удлинялись перья на крыльях и хвосте, вечерами питомец всё увереннее и дальше летал по двору. При этом он всё чаще отказывался от предложенной еды, даже любимых мышей, выплёвывал лакомые кусочки. Более того, Филя начал на меня по-змеиному шипеть, часто клевался, а на попытку принудительного кормления – голодный, ведь! – сразу пускал в ход когти».
А вскоре Валентина Ткачева питомца в вольере не обнаружила. «Обычно Филька встречал громким треском клюва. А тут тишина, — рассказывает она. — Открываю дверь. Птенца нет: ни на пеньке, ни на толстой коряге, ни на будке, ни на полюбившейся жёрдочке – под самым потолком. Зато сдвинута доска под крышей. Совы! Других вариантов нет. Всё-таки сманили Фильку за собой! И это самое лучшее, что могло случиться в судьбе нашего совёнка – уж эти научат малыша всему, что должен знать настоящий ночной хищник!»
Юлия КУРАСОВА, фото Валентины ТКАЧЕВОЙ

