Экстремалы на курских реках
Яхтинг, виндсерфинг, кайтсерфинг, аквабайк, водные лыжи Оживленность курских водоемов в выходные заставляет «пешеходов» понервничать. Там на тебя стремительно несется «таблетка» с пассажирами, а тут, почти не глядя по сторонам, кто-то лениво правит яхтой. Курская земля как магнитом притягивает экстремалов из разных регионов страны.
Причина проста: наличие «морей». Во многих других регионах нет подходящих водоемов. А у нас огромных водохранилищ целых три: в Курчатове, в Щетинке и под Железногорском. Бескрайняя водная гладь, сильный ветер и мощные волны спортсменам обеспечены. А значит, в погоне за адреналином они будут стремиться сюда вновь и вновь.
Лучший тренинг – в «Ну, погоди!»
Из динамиков – модная музыка, капитан в солнечных очках и узбекской тюбетейке, глядя в зеркало заднего вида, живо крутит штурвал. Ему не зазеваться: разрезая водные просторы вслед за катером несется лыжник. А тут помехи по борту: другие участники движения. Мало того, что пловцы, так еще и гидроциклисты – эти так и норовят подрезать.
«Буксир» Валерия Литошенко можно наблюдать вечерами на курском море в поселке Щетинка. Лихо накреняя свой катер, капитан проносится мимо с космической скоростью, увлекая за собой лыжника или вейкбордиста. Такая езда, если вы пассажир на судне, приводит в дикий восторг. За бортом ощущения еще острее. «На самом деле, скорость тут небольшая, – посмеивается рулевой. – Всего 30-40 километров развиваем. А вот лыжникам на воде кажется, что скорость намного больше. Там всё воспринимается по-другому».
Немного лихачества, и капитан уговаривает попробовать самим стать на воду. Соглашается наша смелая сотрудница Лена. Спасательный жилет, лыжи. Нужно зависнуть в воде «поплавком» и приготовиться ловить трос. «Дайте девушке палки, и пусть учится ходить так», – подтрунивает Валера, глядя на сосредоточенную Лену. «А вообще, девушка, вы все давно уже знаете, – подхватывает приятель капитана Владимир. – Вся теория в мультфильме «Ну, погоди!». Минута расслабления, и снова ценное указание: постараться выпрямиться, держать равновесие, а если падать – то набок. Надо сказать, что Лена в этот день превзошла все ожидания – встала на воду со второго раза. «Я только однажды такое видел, – восхищался еще один «лыжник» Евгений. – Та девушка была гимнасткой. Так быстро научиться ни у кого не получается!»
Это «разношерстная» компания. Даже не сразу вспоминают, как познакомились друг с другом. Замечают, что если интересоваться чем-то, то обязательно встретятся такие же увлеченные, как и ты сам. Один из приятелей – профессиональный моряк. Владимир окончил училище техников подводного плавания во Владивостоке, 5 лет служил на подлодках. «Этот вообще фанат, – доверительно делится Валера, когда Владимир становится на воду. – Он готов хоть каждый день здесь барахтаться с утра до вечера. Зов сердца». Откатавшись в очередной раз, Владимир со смехом вспоминает, как отмечал здесь последний День морфлота. «Пришел прямо с утреца на лыжах покататься, – сияет он. – Надел морскую фуражку на голову, и вперед!»
Лошадиные силы не под силу
Как ни удивительно, существует даже такая профессия – «Водитель катера для буксировки лыжника». Правда, талантливым рулевым можно быть и без корочки. Владимир, к примеру, рассказывает, что ему наиболее комфортно кататься, когда «за рулем» женщина! Его родственница Наталья мастерски управляет водным мотоциклом, внимательно следя за траекторией лыжника позади себя.
Однако в большинстве своем гидроциклисты в Курске – настоящие водные бестии. Разряд самых дерзких водителей. Летают по воде с бешеной скоростью, обгоняют друг друга, нередко вообще не обращают внимания на других участников движения. Тем не менее, это все – простые маневры, профессиональные трюки курянам не под силу. Все только мечтают походить на одного из лучших аквабайкеров России Михаила Ершова, который делает с байком двойное сальто в воздухе.
Впрочем, с гидроциклами в нашей области вообще целая проблема. По оценкам сотрудников центра ГИМС, таких у нас не менее полусотни. Официально зарегистрированных – в пять раз меньше. Дело в том, что курские депутаты на местном уровне утвердили огромные налоги для данной категории транспортников. Одна лошадиная сила оценивается в 250 рублей. А гидроцикл по мощности – тот же внедорожник, в нем до 170 «лошадок». Выходит, нужно платить больше 40 тысяч налога в год! Все увещевания к курским законотворцам, увы, никакого результата не принесли. А водным байкерам легче заплатить 500 рублей штрафа, чем отдавать баснословные деньги в курскую казну.
В общей сложности на территории области значится почти полторы тысячи маломерных судов. Регистрация судна сопряжена с «водительскими курсами», после которых выдают права. В год выпускается порядка 120 судоводителей. Обучение длится 2 недели, после чего – теоретический и практический экзамены. «Автошкола» – это учебно-методический центр по ГО и ЧС Курской области, а ГАИ – это ГИМС. Капитаны своих судов должны показать инспекторам, чему научились на курсах: спуск на воду, отход от пирса, причаливание, маневрирование между буями на воде – в «змейке».
«Воздушные змеи» – как компьютеры
Когда спортсмены из курской приключенческой программы «Команды-46» выезжают на соревнования, иногородние соперники всегда удивляются – где, мол, в Курске, можно тренироваться?! Горных рек здесь нет, водный туризм не развит. Однако ребята часто практикуются на Кавказе – это что касается гребных сплавов. В части же парусного спорта в нашей области полный порядок. Отправляйтесь в выходные на Михайловку – к водохранилищу под Железногорском. С пяток парусов на горизонте насчитаете. Катамараны, тримараны, яхты... Плюс к этому – повсюду купола от кайт-серфинга (доска с «парашютом»), «крылья» от виндсерфинга (доска с парусом).
Яхтсмен-любитель Валерий Бугорский, сконструировавший несколько судов, вспоминает, что курян всегда тепло принимали в портовых городах. Его яхта стояла на приколе и в Архангельске, и в Волжском, и в Таганроге. «Узнавая, что я из Курска – города, где нет морей и крупных рек, мне сразу делали скидки! Уменьшали плату за стоянку. Люди всегда удивляются, каким энтузиастом нужно быть, чтобы развивать неактуальный в регионе вид спорта. Мы – чудо!»
Сейчас Валерию Ивановичу почти 70. Он редко выходит в плаванье на своей яхте, хотя замечает, что только что вернулся из похода по Белому морю, где сплавлялся на плоту. Яхту Бугорский доверил своему другу-курянину, который, кстати, тоже судостроитель. «Сейчас он строит свою яхту, – замечает собеседник. – Большую – 15 метров в длину. На ней собирается совершить трансатлантическое путешествие».
Очень развит в нашей области серфинг. Кажется странным, что спорт, характерный для Египта и крупных морских курортов, прижился у нас. Однако это на самом деле так: чтобы погонять на досках по Курчатовскому морю или Михайловскому водохранилищу, к нам приезжают жители Брянска, Белгорода, Орла. «У нас нет таких больших водоемов, – рассказывает спортсмен-орловчанин Марлен Гусев. – Зимой лично я тренируюсь на кайт-сноуборде. Купол, гонимый ветром, тянет за собой доску, которая скользит по заснеженным полям – вот что это такое. А летом стараюсь приезжать на Михайловское водохранилище».
Курянка Наталья Шарова на доске училась кататься в Крыму – на мысе Тарханкут организованы курсы «Кайт-безумие». «Kite» в переводе с английского – «воздушный змей». «Купить кайт, – рассказывает Наташа, – может не каждый – он стоит порядка 50 тысяч рублей. Кроме того, купола, подобно компьютерам, быстро устаревают. Новые модели кайтов более безопасны, угнаться за усовершенствованиями невозможно».
«Очень страшно, когда внезапный порыв ветра, – улыбается спортсменка. – Это характерно для наших широт. В Египте климатические условия таковы, что ветер там постоянный, кататься безопаснее. А вообще, предусмотрено три степени защиты. Если порыв ветра маленький, хватает немного приспустить купол. Если по-прежнему несет, отстреливаешься от парашюта еще раз. Последняя ступень – это полная отцепка купола, в этом случае он улетает. Но такое, в силу дороговизны оборудования, мало кому придет на ум. Меня же один раз порывом ветра подкинуло вверх метров на 15, перетрухнули все, кто был на берегу. А сама испугаться я не успела, благополучно приводнилась».
С азартным блеском в глазах девушка припоминает шутку: есть экстремалы смелые, есть старые, но смелых старых экстремалов не бывает.
Оксана САНИЦКАЯ