«Человек-спектакль» Гришковец напишет о Курске
«Сегодня выезжаю в Калугу, где завтра сыграю спектакль. Следом Орёл, Курск, Белгород, Липецк. В Курске не был никогда. Это вызывает азарт и любопытство», – написал накануне гастрольного тура Евгений Гришковец в своем Живом Журнале. Каким увидел наш город «человек-спектакль» и что напишет теперь в своем дневнике? Давайте погадаем...
Гришковца «явил миру» спектакль «Как я съел собаку», написанный 10 лет назад. До этого Евгений Валерьевич жил в родном городе Кемерово, где окончил филологический факультет и открыл театр «Ложа». Из Кемерово, как сам шоумен признался в разговоре с курской прессой, его «вытащил тяжелейший кризис тридцати лет». Ему было 32, у него была своя театральная труппа, плотный график спектаклей и бизнес, приносивший деньги – что-то вроде ночного клуба. Устоявшаяся жизнь. Этот кризис вместе с семьей – женой и дочерью – забросил Гришковца в Калининград и изменил его жизнь навсегда. Теперь его знает вся страна. Режиссер, актер, писатель, он еще находит время, чтобы выпускать музыкальные альбомы... А не так давно каждый день появлялся на телеканале «СТС» с программой «Настроение», проводил мастер-классы в странах Европы.
Гришковец так популярен, что даже засветился в темной истории. Бизнесмен и бывший агент ФСБ Андрей Луговой как-то признался, что Литвиненко пытался завербовать его в шпионы, предложив отправлять шифровки по роману «Рубашка». А в Интернете о писателе и сценаристе уже ходит емкая фраза: «Я не боюсь потерять память, потому что есть Гришковец». Настолько эмоции и переживания, которые он описывает в своем творчестве, близки каждому из нас.
«В Курске люди живут, не сидят по домам»
В Курске Гришковец провел почти 2 дня. В тур по Черноземью он отправился на машине. Еще писал в своем дневнике: «Перемещаться буду везде на автомобиле. То есть, как было сказано у Гоголя: «И пошли писать вёрсты». Опять будут мелькать деревни с какими-нибудь лихими названиями, которые поражают воображение».
В Курск автомобиль Гришковца въехал 25 марта около 7 часов вечера, за день до спектакля. О том, что происходило с именитым гостем позже, по городу ходили слухи. Кто-то видел его на дискотеке, кто-то в ресторане, а кто-то в кино.
Гришковец позднее и сам не отрицал, что активно прогуливался по городу: «Смог поужинать и проехать несколько заведений. Впечатлений составил немного, но могу сказать, что видел много молодых людей, веселых, нормальных, которые вышли нарядные посидеть в ресторане. Ресторан битком набит в среду... Хорошо! Хотел сходить в кино, но ничего не шло. И кинотеатр у вас забит в среду... Тоже хорошо. Это говорит о чем? О том, что люди живут, не сидят по домам». На следующий день Гришковец повторил «светскую» программу, вновь объехав увеселительные заведения. Был и в пивных ресторанах, и в ресторанах японской кухни. Похвалил центр Курска и почему-то раскритиковал Белгород, который принято считать полуевропейским. По его словам, сложилось впечатление, что этот город немного не сегодняшний, вчерашний...
«Даже не думал, что такое может случиться, но есть города, которые я не люблю, – рассказывал Гришковец на встрече с курской прессой. – Не буду их называть. Тяжелые, депрессивные города, чаще – промышленные центры, где очень много несчастных людей. Там сразу чувствуется, что плохо живут: тяжело и много работают, получая за это маленькие деньги, и при этом есть владельцы металлургических комбинатов, летающие на частных самолетах».
В жизни Евгений Гришковец, пожалуй, такой же, как в спектаклях. Он часто обрывает фразы, сменяя их другими, более эмоциональными и весомыми, много жестикулирует, нередко закрывает лицо руками. Наверное, только более серьезен, почти не шутит. А еще слегка обижается на неверно сказанное слово и не любит, когда за него додумывают мысль, если повисает пауза. А беседует он так же, как герои спектаклей «Как я съел собаку» или «ОдноврЕмЕнно» – многословно и душевно.
Неделю в ресторане, два дня пьян...
Гришковец не умеет водить машину, утверждает, что никогда не станет этому учиться. Перемещаясь по городам и весям, ведя активную жизнь в Калининграде, он предпочитает доверять это профессионалам. Так и с компьютером. Он выдает огромные тексты, но пишет их от руки – набором не владеет и осваивать клавиатуру не собирается. «Комментарии в своем блоге могу набить пальцем. Дочь очень раздражается в эти моменты – то и дело вмешивается: да вот же буква «Ц». Но с другой стороны, это очень хорошо – есть барьер, непреодолимый для меня. Постоянно находятся комментарии, которые задевают меня теплотой, и хочется поддержать человека, или же наоборот сердят. Если бы я мог отвечать бегло, стал бы это делать и просто погряз бы в Интернете», – размышляет Евгений Гришковец.
Его дневниковые записи, утверждает автор, всегда проникнуты откровенностью. Если уж берется за тему, раскрывает ее без лукавства. О сокровенном и о том, за что ему стыдно, в «ЖЖ» говорить не станет. А в художественных произведениях, мол, не пеняйте, тут уже вымысел... Но идеи романов и пьес всегда порождает лишь одно – душевный кризис. Книги и сценарии по Гришковцу – это как вехи профессионального и личностного роста, как выход из внутренних переживаний.
На последний свой роман «Асфальт» Гришковец потратил полгода – говорит, под конец произведения всегда устает от книги и ее героев. Так, на одну сцену в ресторане потратил неделю. «Представляете, неделю в ресторане сидеть безвылазно? Да я просто вздохнул, когда мои герои оттуда вышли наконец-то, – без улыбки произносит он. – А вот описание поведения героя, когда он напился, заняло у меня два дня. Было ощущение, что я уже и сам пьян».
На период написания книги, уверяет Гришковец, ему приходится отказываться от гастролей и спектаклей, а значит, и от доходов. Но с другой стороны, он признает, что «успешным писателем быть легко», и свои деньги он позже получает сполна. А вот если размышлять о начинающих авторах, писатель разводит руками.
«Если я хочу выпустить книгу, несколько издателей сразу предлагают аванс. Книга не то что не написана, в ней нет еще ни одной запятой. А как стать писателем сейчас, просто не представляю. Вот у кого-то есть флешка с текстом, допустим... И что? И куда ее? Каким образом найти своего издателя, как донести это до читателя? Не поддаться отчаянию, не начать писать сценарии для телесериалов, как это сделали многие небездарные ребята...»
Котенок на спектакле в Доме офицеров
В райдере Гришковца – лишь одно существенное требование: возможность вбить в сцену четыре гвоздя. Действие спектакля «ОдноврЕмЕнно» происходит за ограждением, которое натягивают на эти гвозди. Автор всегда объясняет, что спектакль начинается, как только он минует этот барьер. На вопрос, с легкостью ли директор Дома офицеров позволил деформировать сцену, Гришковец отшутился: «А куда же ему деваться?» Вопреки опасениям организаторов гастролей, зал был полон – билеты на спектакль разошлись очень быстро. Хотя Гришковец – отнюдь не порождение массовой культуры. Его зритель особенный, прогрессивный.
«Бюджет этого спектакля мне непонятен, – начал разговор с курянами актер, указывая на скромные декорации – бумажные планеты, самолеты и ракеты. – Если бы я купил это у кого-то, мог бы вам сказать, сколько это стоило. Но сказать мне вам нечего – все это я сделал сам. Кстати, всегда думал, что декорации нормальные. Но в Киеве подошел мужчина и с серьезным выражением лица заявил, что они некорректны. А все потому, что полумесяц бумажный есть, а 6-конечной звезды нет. Теперь я исправил недочет: вырезал и повесил звезду с шестью лучами». На этих словах Гришковец указал на свое «новшество», чем вызвал смех в зале.
Спектакль «ОдноврЕмЕнно», показанный курянам, существенно отличается от его видеоверсии, распространенной на DVD. Евгений Валерьевич признался, что ему скучно играть спектакли одинаково. Постановка «Как я съел собаку», к примеру, была снята из репертуара именно по этой причине – он шел слишком долго и изжил любую импровизацию.
Свой монолог во время спектакля Гришковец то и дело прерывал: реагировал на побочные звуки. Услышав мяуканье, вдруг насторожился и серьезно посмотрел в зал: «Он что, только что родился?» Поняв, что это сигнал мобильника, стал вспоминать курьезные случаи с сотовыми телефонами. «Вы хоть вернетесь? – остановив действие, обратился писатель к покидающему зал зрителю. – Вернетесь?! Ну, мы подождем». А уже через пару минут приветствовал его словами: «А, так вы не один, с дамой пришли! Если что, мы тут о Джеймсе Куке уже... Вы ведь не в курсе...» И позже заметил: «Почему я обращаю внимание на все, что происходит в зале? Потому что я не кино, я театр».
Последняя запись в «ЖЖ», надиктованная помощнику Гришковцом, следующего содержания: «Не теряйте меня. Я просто в пути». То, какими впечатлениями поделится «человек-спектакль» со всем миром по возвращении с гастролей, наверняка станет для всех курян сюрпризом.
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Натали
7 апреля 2009, 02:51город: КурскОтличная сатья, на мой взгляд, даже лучше, чем само впечатление после конференции и спектакля!!! О всем самом лучшем и интересном, что задело в Гришковце читатели узнают! И это здорово!
Владимир
9 декабря 2009, 06:11e-mail: vasemenov@yandex.ru, город: КрасноярскЗа баранов и овец держит всех нас Гришковец
27.10.2009
Владимир Семенов, г. Красноярск vladimirsemenov.ru /БЕЗ КОМПРОМИССОВ/
За баранов и овец
Держит всех нас Гришковец.
Загребает он бабло
За убогое фуфло.
Что? Виктор Ш-рович – острослов?
Что ж, я согласен с этим. С оговоркой -
Он острослов среди ослов
По слухам
Написал как-то Остер Григорий:
-Если у вас нету тёти, не горе.
Поищите в кармане соседа.
Вероятно, тётя там.
Полезный совет
Если Остера читая,
Стал ты всех вокруг тупей,
Дай и им ты эту книжку –
Снова будете равны.
Поэту В
скому
Вчера опять увидел вашу харю
По телевизору. Пусть, наглый, как “БелАЗ”,
Вы далеко. Но, всё же, я ударю
Своим пером вас. И не в бровь, а в глаз.
Ему же
Бывает, вновь хлебнув из горькой чаши,
Я понимаю — как дела мои плохи.
И тогда я вслух читаю ваши
НЕЗАСМЫСЛОВАТЫЕ стихи
И каким-то образом чудесным
Легче переносится напасть.
Пусть не стать мне, вроде вас – известным
Но уж ниже вас мне не упасть.