«Не подарков добиваюсь, отметить рождение ребенка по-пролетарски хочу». Как в Курской губернии проходили октябрины
Каждая новая власть ради укрепления своего авторитета вводит новые праздники, традиции, обряды. Не была исключением и власть советская. Среди забытых обрядов можно вспомнить октябрины, они же звездины.
В одной семье несколько мальчиков с именем Иван
Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Ушакова, октябрины – «в СССР существовавший недолго революционный обычай взамен крестин торжественно, на широких собраниях, давать новорожденному имя». Существовал он и впрямь недолго – в 1924 и 1925 годах. Имел распространение в Курской губернии. Интересно отметить, что в общесоюзном масштабе октябрины отмечали в городах. У нас же этот обряд проводили и в селах, хотя и не так часто.
Откуда взялись октябрины – звездины? Начнем издалека. Только при Петре I, с 1722 года, когда были введены метрические книги, стали вести учет новорожденных. Государство закрепило эту обязанность за священниками, которые называли младенцев по святцам. У одних и тех же родителей могли быть дети с одинаковыми именами. Иногда доходило до абсурда, когда при какой-нибудь переписи в одной семье обнаруживалось по четыре-пять мальчиков с именем Иван. Тогда их просто нумеровали, но на наш, русский манер: Иван-Первак (первый), Иван-другак (в значении следующий), Иван-третьяк, Иван-четвертак (четверик), Иван-пятак (пятик, пятой)
После революции 1917 года многое поменялось. Родители, а не священники стали давать имена детям. Известную роль в этом деле сыграл декрет СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о введении книг гражданского состояния» от 18 декабря 1917 года, который уравнял в правах мужа и жену.
Однако в 1918–1923 годах по старой памяти большинство родителей, кроме идейных атеистов, по-прежнему несли крестить детей в церковь, где в ходе таинства давалось имя. Метрические книги в советском государстве велись до 1918-го, а в отдаленных уголках и до 1921 года. Нельзя было за несколько лет перечеркнуть то, что существовало на протяжении столетий.
Тогда большевики придумали следующее. 16 сентября 1918 года на заседании ВЦИК был принят первый советский кодекс – «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», регламентировавший советское семейное право. По нему законными признавались церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года. Вместе с декретом СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года (по старому стилю) получалось, что и имена, данные при крещении, становились вне закона. Под влиянием этих реформ в РСФСР появилась традиция отмечать дни рождения, а не именины, как бывало ранее. Известную роль в этом отношении сыграл обычай отмечать день рождения Ленина.
Ускорить процесс адаптации населения к нововведению должен был новый обычай, который бы несильно отличался от «устаревших» крестин. Кто придумал октябрины, история умалчивает. Но есть основания полагать, что октябрины – изобретение Анатолия Луначарского, первого советского наркома просвещения.
Октябрины кончились, а уходить не хочется – затеяли митинг
Первые октябрины состоялись в Курске 19 января 1924 года. Их тогда назвали рабочими октябринами. В тот день в клубе пищевиков был аншлаг. Первопроходцем «разрушения в Курске теней религиозных обрядов» стал фабрично-заводской комитет красного «Профинтерна» (Курская табачная фабрика). Кого октябрили в тот день, в документе не сообщается.
Первые комсомольские октябрины прошли в Курской губернии 9 февраля того же года в Дмитриевском рабочем дворце. Зал был переполнен. Всем было интересно посмотреть на невиданное событие. Виновники торжества – служащий почтово-телеграфной конторы Владимир Кузнецов с женой внесли родившуюся девочку. На торжественном заседании присутствовали представители уездного бюро профсоюзов, женотдела, нарсвязи, комсомола и юных пионеров. Под гром аплодисментов девочку назвали Розой – в память Розы Люксембург.
15 марта в селе Новый Кривец Михельпольской волости Тимского уезда прошли свои октябрины. За несколько дней до этого в михельпольский волостной исполнительный комитет (ВИК) поступило заявление гражданина этого села Марка Васильевича Кулешина. В том заявлении он писал: «Знаю, что религия отживает последние дни. Знаю, что она не нужна нам, и потому следовать религиозным заветам не желаю больше У меня родился сын. Светлый путь, свободная жизнь предстоят ему. Решил я отпраздновать этот случай по-новому. Приглашаю 15 марта к нам в деревню на октябрины моего сына».
Октябрины были устроены в сельской школе. Приехал ВИК в полном составе. Посмотреть на диковинку собралось до 500 селян. Сохранилось документальное свидетельство о том событии: «Сначала были приветствия, новорожденному подарки подносили. Комсомольцы тут же зачислили новорожденного в члены ячейки РКСМ. Имя дали об умершем вожде и друге крестьян – Владимир. Октябрины кончились, а никому уходить не хочется. Затеяли митинг. Пошли выступления. Загалдели землеробы – ну и денек выдался. Любо смотреть да слушать! Расходились поздно. И все одно, все одно: «Молодчага! Ну и Марк Васильевич!»
16 апреля стены Курского рабочего дворца были свидетелями уже красных октябрин. Член союза транспортников Чубаров «крестил» своего новорожденного мальчика. Под гром аплодисментов переполненного зала назвали его Владимиром в честь Ленина. После торжества многие присутствовавшие изъявили желание справлять отктябрины для своих младенцев.
26 апреля в театр имени Некрасова, что в Ямской слободе Курска, собралось много народа. Были тут и седовласые старички, и резвая молодежь. Повод для этого дал беспартийный рабочий Жердев, который как раз перед всенощной (дело было накануне Пасхи) справлял красные октябрины. «Старое, – говорил Жердев, – пусть себе звонит, а мы вот – как раз наперекор». Рабочие и работницы дружно приветствовали безбожника, юные пионеры дали отцу младенца свой наказ, а он обещал свято его выполнять.
15 мая кшенские железнодорожники отпраздновали свои первые октябрины. Рабочий-транспортник Каменев и крестьянка села Воложанчик Москалева принесли своих детей. Пролетарий заявил, что хочет крестить «по-октябрьски, по-новому». Его поддержала молодая мамаша: «Пускай калякают. Старинка все одно помирает». Младенцев «окрестили» по-новому, по-революционному: собрание, приветствие, пение «Интернационала».
«Батюшкой» являлся представитель местного партактива
26 июня в Курске прошли октябрины у коммунальников. Молодая мама, товарищ Залетинова говорила: «Не подарков я добиваюсь, а отметить рождение моего ребенка по-пролетарски хочу». Так это и было. В отчете о мероприятии сообщалось: «Просто, задушевно, по-пролетарски отметили это событие в клубе Энгельса. Новорожденного назвали Михаилом Ивановичем, в честь всероссийского старосты Калинина (несмотря на то, что СССР был образован 30 декабря 1922 года, Калинина продолжали называть старостой всероссийским вплоть до 1935 года, – авт.). Рабочие решили приобрести для новорожденного портрет всероссийского старосты».
23 июля состоялись октябрины на Буденовском сахарном заводе (село Шебекино, бывшее родовое имение Ребиндеров, ныне это Белгородская область). Отец ребенка товарищ Юрошевич толкал речь: «Нужно было помещикам да заводчикам, чтобы народ в темноте сгнивал, вот они и призвали на помощь попов. А те кадили да кадили и связали нас массою обрядов. Долой черную мантию Учение и еще раз учение под руководством коммунистической партии – вот наша теперешняя задача».
Последовал «гром рукоплесканий», и многочисленное рабоче-крестьянское собрание одобрило призыв нового отца. Затем были приветствия от организаций и зачисление младенца в ряды юных пионеров.
Справедливости ради отметим, что в 1839 году Алексей Ребиндер построил сахарный завод, ставший позднее самым крупным в России. В 1847 году построен кирпичный завод, в 1867-м – механические мастерские, в 1875-м – винокуренный завод. В 1905 году уже его сын построил электростанцию, а в 1914-м – кожевенный завод. Семьей Ребиндеров основаны Марьинская сельскохозяйственная школа, реальное училище, а также открыты амбулатория и больница.
Более детальные подробности о том, как проходил обряд октябрин, курские источники не передают, но обобщая другие сведения, можно обрисовать такую картину. Сама церемония чаще всего проводилась при фабриках, заводах, клубах, сельсоветах, школах. Помещение украшали портретами Ленина, Троцкого и иными советскими атрибутами. Родители говорили речь, их поддерживали «красные кумовья». «Батюшкой» являлся представитель местного партактива. Он мог осенять новорожденного красной звездой, проговаривая цитаты из классиков марксизма-ленинизма. Младенец получал революционное имя, которое тут же регистрировал сотрудник загса. На протяжении всего вечера играл патефон с бодрыми пролетарскими песнями. Родители получали небольшой символический подарок (красное одеяло, портрет Ленина или деятеля, в честь которого назван ребенок) и поздравления от пионеров, комсомольцев и коммунистов. Напоследок все клялись быть верными заветам Ленина. Таким образом с новорожденного снималось клеймо «раба Божьего», его дальнейшая жизнь посвящалась делу Октябрьской революции.
Вот еще одно описание октябрин: «...Кругом сидят представители от союза, комсомольцы, юные пионеры и гости. Под звуки «Интернационала» приступили к «крещению». Перед этим рабочие внимательно выслушали доклад о происхождении религиозных обрядов и христианского крещения, затем отец ребенка, партийный товарищ, рассказал, что он сумел в течение трёх лет убедить свою жену и теперь она совершенно порвала с религиозным дурманом и вполне сознательно отдаст ребенка в руки юных пионеров. И тут же пионерка приняла от неё новорождённую, вручили членский билет юного пионера. Поклялись пионеры воспитывать девочку в духе коммунизма и дали ребёнку революционное имя Эра...»
Петр ГОРБАЧЕВ, фото «Википедии»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 09 (1532) от 27 февраля 2024 года
Ракетная опасность и работа ПВО: хроники курского приграничья
Железногорец в программе Андрея Малахова встретился с боевыми товарищами по СВО
Ровесница «Анны Карениной» и переживший четырех императоров. Кто они – самые старые жители планеты?