Регулировщицы на пыльном перекрестке
Если бы такая возможность вдруг представилась, что бы вы хотели подарить на праздник 8 Марта той или иной женщине из минувшего? Скажем, регулировщице дорожного движения первых послевоенных лет. Времена были тяжелые, и многие представительницы прекрасного пола исполняли нелегкие обязанности мужчин, где это было возможно.
Светофоры появились на перекрестках улиц СССР только в 1930 году, а в Курске и того позже – в 1934-м. Вернее, всего один – там, где улица Ленина выходит на Красную площадь. Да и то, наверное, в связи с тем, что городу тогда вернули статус областного центра. Но долгое время этим устройством технического прогресса в нашем городе не пользовались, предпочитая людей-регулировщиков. И только в конце 1950-х светофоры повсюду замигали веселыми огоньками
10 сентября 1931 года в составе управлений милиции городов были образованы отделы регулирования уличного движения (ОРУДы). Им в подчинение придавались строевые подразделения милиционеров-регулировщиков: отряды, дивизионы, взводы... Помимо надзора за соблюдением правил уличного движения, милиции вменялась в обязанность их пропаганда среди населения, совершенствование организации движения, учет дорожно-транспортных происшествий. С 1939 года регулировщики уличного движения стали применять жезл черно-белого цвета, а до этого использовали цветные флажки.
Сотрудники подразделений РУД, несшие службу на дорогах и улицах в годы Великой Отечественной войны, не ограничивались надзором за дорожным движением. Во время бомбежек, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими преступлениями.
Был взвод РУД и на территории Курской области. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, когда мужчины продолжали воевать, уличное движение приходилось регулировать женщинам.
Курский взвод ведомственной милиции РУД, состоящий из женщин-регулировщиц, был создан в 1944 году. Перечислим их всех, и обязательно по имени-отчеству. В те тяжелые времена службу на дорогах несли: Платонова Евдокия Григорьевна, Колпакова Анна Андреевна, Власенко Раиса Семеновна, Писаренкова Лидия Яковлевна, Переверзева Мария Васильевна, Заикина Пелагея Гавриловна, Котюкова Татьяна Ивановна, Мамасуева Екатерина Фроловна. Взводом командовал Федор Тихонович Федосов.
Девушки несли службу на основных и наиболее оживленных перекрестках города Курска. Командиром отделения, в котором служили женщины, с 1945 года был старшина милиции Степан Михайлович Лебедев.
Подразделение просуществовало до 1951 года, после чего было реорганизовано.
Служба регулировщиц была очень нелегкой. В любую погоду: и в дождь, и в снег, и в летнюю жару – нужно было часами стоять на своем перекрестке, не сходя с «постамента». Ни ноги размять, ни погреться, ни спрятаться от непогоды.
Валенки некоторое время не полагались вовсе – только фронтовым регулировщицам. Поэтому зимой брали сапоги на размер больше – чтобы утеплиться. Даже легкими переносными будками не обеспечишь – регулировщицу должны видеть все и всегда.
Понятное дело, молодые девушки из этой службы выходили замуж, и случалось, что иной раз приходилось стоять на посту уже заметно беременной.
Все девушки оказывались приезжими из районов, где устроить свою жизнь было сложнее. Тем более что в Курске сразу давали общежитие. Платили не много, но полагался хороший паек и периодически отрез добротного сукна на шинель. Да и городская прописка в мирное время привлекала.
В довоенные времена транспортное движение в Курске было слабым: трамвай прогрохочет да телега роледет. Во время войны, особенно к 1943 году, оно заметно выросло. Через Курск, кроме железнодорожных путей, тогда проходили многие автомобильные направления – что для советских войск, что до некоторого времени и для немецких.
В первые послевоенные годы автодвижение через наш город снова несколько ослабло, но все равно было уже интенсивнее довоенного.
И, как уже было сказано выше, никаких светофоров на перекрестках, хотя в некоторых местах интенсивность движения уже требовала наведения милицейского порядка.
Самым ответственным тогда участком в городе был перекресток, где к улице Дзержинского сходились улицы Добролюбова и Верхняя Луговая. Крутой и опасный спуск для транспорта с известной для курян Полугоры, частое снование крестьянских возов между Покровским и Барнышевским рынками можно было решить только с помощью регулировщика. И вскоре он появился. Вернее, она
P. S. В Подмосковье сравнительно недавно установили памятник регулировщице дорожного движения времен войны и первых послевоенных лет.
Виктор КРЮКОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (1481) от 7 марта 2023 года
Как угоняют автомобили. Эксперты рассказали о новых способах