Трудовой подвиг курской рембазы №6
70-летие Курской битвы, одной из величайших военных операций Второй мировой войны, завершившейся беспрецедентным разгромом вермахта, будут отмечать не только жители Курской, Орловской, Белгородской областей, но и вся страна. Победа была одержана благодаря массовому героизму советских воинов, их высокому боевому мастерству. Неоценимую помощь фронту оказали жители Курска и Курской области.
После освобождения города
В феврале 1943 года, через четыре дня после освобождения Курска от фашистов началось восстанавление мотороремонтного завода. Городской комитет обороны принял постановление об организации танкоремонтной базы №6. Первыми вернулись на предприятие старые кадровые рабочие. Но их было мало. Сотни заводчан еще воевали на фронтах, людей не хватало, их приглашали из восточных освобожденных районов области. Многие раньше работали в МТС и понимали толк в тракторах. Брали на работу и подростков 13–14 лет. Старые рабочие учили молодежь в разрушенных темных цехах, одновременно восстанавливая завод, ремонтируя оборудование. Станков не хватало: пошли по предприятиям города, оттуда в цеха перевозили станки, горны... Восстановили кузницу. Старикам было по 70–75 лет, а трудились не хуже молодых.
В мае 1943-го, перед началом Курской битвы, был получен приказ Комитета обороны перевести на казарменное положение рабочих ремонтных профессий, создать «летучие» бригады для срочного ремонта танков в непосредственной близости от передовой линии фронта. Комсомольско-молодежную бригаду возглавил Николай Тюрин. С Горьковского завода в Курск были командированы три специалиста: фронтовики Василий Патриархов, Никита Бершадский и Александр Хомутецкий – и передовая ремонтная бригада ПРБ.
Начальником танкоремонтной базы №6 был назначен бывший батальонный комиссар, полковник Самсон Яковлевич Вышенец, очень требовательный к себе и подчиненным. К середине 1943-го штат бригады с подразделением ПРБ составлял 125 человек. Всем выдавали военное обмундирование и продпаек. Работали по 18 часов в сутки, ели и отдыхали на базе. Зимой было невыносимо: сборочный цех без крыши. В трех бочках с песком жгли солярку. Вылезаешь из танка – и бегом к бочке. Летом внутри танка температура выше 40 градусов, долго не высидишь, а надо ремонтировать.
В апреле 1943 года начали ремонтировать танки, броенемашины, самоходные орудия 152 мм. Бригады отправляли и на передовую для ремонта танков в полевых условиях. За помощь фронту многие рабочие были удостоены правительственных наград.
Вернули в строй 300 танков
Часто приходилось выезжать на Тепловские высоты, там в Поныровском районе шли ожесточенные бои на Северном фасе Курской дуги. По пути не раз приходилось выскакивать из «летучки» и прятаться – попадали под налеты. Страшная картина до сих пор перед глазами: застывшие танки с крестами и звездами, некоторые еще дымятся, горит резина. А вдали грохочет кононада, виден дым пожарищ. Враг находился километрах в 30, а передовая – порой и в 10–20 км.
В жуткую жару мы замеряли пробоины у поврежденных машин. Если они были больше 100 мм, танк ремонту уже не подлежал. Старикам было трудно залезть в кабину, они доверяли это нам, пацанам. Иногда откроешь люк, а там обгоревшие танкисты. Такую технику помечали особо и шли дальше. Также нужно было на поле боя отключать электропитание и подачу топлива в вышедших из строя танках и бронетранспортерах.
В нашем распоряжении был немецкий «Тигр» без башни. Он таскал подлежащие ремонту танки в Поныри на железную дорогу. От усталости мы валились с ног. А когда сформировали состав, поехали на рембазу №6.
До декабря 1943-го доставляли эшелонами с Тепловских высот разбитые боевые машины в Курск – по ветке, где теперь находится цирк. Работали до самых холодов. План был – 30 танков в месяц, мы же делали по 33–34 машины. Всего вернули в строй 300 боевых единиц.
В феврале 1944 года на базе состоялся митинг, на котором присутсвовали представители Президиума Верховного Совета СССР и Министерства обороны. Старшим товарищам вручили ордена, мальчишкам медали и грамоты ЦК комсомола. Рембаза №6 продолжала ремонтировать танки до конца Великой Отечественной войны.
После войны на здании завода по улице 1-й Кожевенной, 31, на пересечении с улицей Нижней Луговой была установлена мемориальная доска, отметившая самоотверженный труд работников этого ремонтного предприятия. Увы, в 90-е годы прошлого столетия завод погиб, теперь на его месте десятки разнообразных торговых точек. Мемориальная доска исчезла. Ее необходимо восстановить в год 70-летнего юбилея победы на Курской дуге.
Владимир САПУНОВ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (983) от 13 августа 2013 года
Осуждены экс-глава Обоянского района и бывший начальник комитета ЖКХ Курска
Медицинский центр №1 в Курске празднует свой первый День рождения