Секреты драмтеатра: самодельные зеркала и прыгающие пирожки
До открытия 217-го театрального сезона осталось меньше месяца. И сейчас областной драмтеатр имени Пушкина напоминает муравейник – времени мало, а дел невпроворот. «Посмотрите, что получилось», – забежала в кабинет директора начальник бутафорского цеха Елена Баженова. В руках мастерицы – пяльцы с вышивкой. К премьерному спектаклю «Традиционный сбор» нужно сделать генеральский костюм со всеми присущими ему атрибутами: погонами, золотыми дубовыми листками.
2-метровую статую поднимет ребенок
Помещение бутафорского цеха одновременно напоминает студию художника и столярную мастерскую. На столе – кисти, краски, клей. Тут же – отвертки, пилы, кусачки, ножи и плоскогубцы...
Многие спектакли уже ушли из репертуара, а реквизит выбрасывать жалко. Около 20 лет хранится «бронзовый» конь, ювелирно сделанный из папье-маше. «Как можно с ним расстаться? – смеется Елена Баженова. – Или, например, нам дорога эта пчела-гигант из меха. Ее делали к детскому спектаклю – теперь она украшает наш цех».
Бутафоры говорят, что все приходится постигать самим. Специализированные учебники есть, только выпущены они полвека назад. «Как правило, основные материалы раньше были картон, дерево, папье-маше, – поясняет Елена. – Сейчас им на смену пришли пенопласт, поролон, поликарбонат».
Так, из пенопласта бутафоры ваяли 2-метровую статую. Из зрительного зала кажется, что на сцене установлена настоящая тяжелая скульптура. На деле – поднять ее может и ребенок. Порой именно из-за реквизита во время спектаклей происходят забавные случаи. Актер может случайно задеть поролоновые пирожки и те, упав на пол, начинают подпрыгивать. «Как-то была просто анекдотическая ситуация, – вспоминает Елена. – Из папье-маше сделали птичку, посадили в клетку. По ходу спектакля актер, произнося серьезный монолог, достает пташку и отпускает ее на волю. Легко так подбрасывает, и птичка спокойно «улетает» за кулисы. Но как-то артист не рассчитал траекторию, и птица, ударившись о занавес, упала обратно на сцену. Надо отдать должное профессионализму актера, сумел обыграть ситуацию – ни один мускул не дрогнул на его лице. Да и зрители вряд ли успели заметить кульбит пернатого».
Как говорят бутафоры, из зала все выглядит иначе. Поэтому мелкий реквизит приходится делать больше и ярче. Например, яблоко размером с небольшую дыню зрителям будет казаться естественнее настоящего фрукта. «Даже зеркала сами делаем, – продолжает Баженова. – Считается, что настоящее зеркало на сцене – плохая примета. К тому же от света софитов оно бликует. Поэтому мастерим их при помощи самоклеющейся пленки».
Фальшивые книги
Бутафорский цех – настоящий склад нужных вещей. Бутафоры никогда не знают, что может пригодиться для следующей работы, поэтому ничего не выбрасывают. Все предметы рано или поздно пригодятся. «Приносим из дома сумки, ремни, пластиковые бутылки, – перечисляет Елена Баженова. – Даже подбираем какие-нибудь предметы на улице. Однажды наша сотрудница спешила на работу и обратила внимание на небольшую толпу. Оказалось – люди рассматривали мертвую сову и строили догадки, откуда здесь могла появиться птица. Представьте, какой шок они испытали, когда наша сотрудница молча подошла к сове, выдернула несколько перьев и отправилась дальше! Перья мы отмыли, вычистили и прикрепили к шляпе, которую использовали в спектакле. Актеры были в восторге! Правда, не стали им говорить, где взяли такие красивые перья».
Елена признается, что порой бутафоры подшучивают над актерами. «Если по замыслу режиссера на сцене должны быть полки с книгами, мы делаем «фальшивку», – поясняет она. – На доску крепим корешки книг. Иногда актеры только во время спектакля вчитываются в названия литературных произведений – не все могут удержаться, чтобы не прыснуть от смеха». Пожалуй, самые безобидные названия взяты из фильма «Кин-дза-дза». Бутафоры «изобрели» литературные произведения «Цак и Ку», «Гравицапа», «Чатлане – пацаки».
Иногда по ходу пьесы актеры читают книги. Тогда бутафоры мастерят тома из картона и пенопласта. А внутрь вклеивают несколько страниц. Порой текст на них далек от «оригинала». «Что только там не пишем! – смеется Елена. – И дурацкие стишки, и какие-нибудь советы даем! В общем, когда на репетиции актер это читает, действие приходится останавливать на несколько минут, пока артист не перестанет смеяться».
– Судя по всему, на работе вы проводите большую часть времени...
– Более того, иногда уснуть не можешь, обдумывая, как воплотить замысел в жизнь. Например, на спектакль «Сирано» нужно было сделать около 30 фигурок химер (в древнегреческой мифологии – чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона, олицетворяют эти существа пороки, силы зла, – авт.) Чтобы они не мешались, выставили их в коридор. Все, кто проходил мимо, пугались – зрелище было не для слабонервных. Дошло до того, что химеры стали нам сниться!
Марина РОМАНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 38 (728) от 23 сентября 2008 года
Незаконность возбуждения дел на «ГРИНН» подтвердили в Госдуме РФ