Незаконность возбуждения дел на «ГРИНН» подтвердили в Госдуме РФ
В прошлом номере мы усомнились в том, что уголовные дела в отношении корпорации «ГРИНН» ведутся законно. Поскольку начальник следственного отдела следственного управления при УВД Курской области Светлана Кузьмина не имела права возбуждать их сама, по новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ у нее нет таких полномочий. На днях наши сомнения подкрепило авторитетное официальное мнение депутатов Государственной думы РФ.
Напомним, после милицейского прессинга на корпорацию «ГРИНН» одна из крупнейших компаний Черноземья вынуждена была перерегистрироваться из Курска в Орел, где стала крупнейшим налогоплательщиком. Адвокат Николая Грешилова, генерального директора корпорации, подал в суд жалобу о незаконном возбуждении уголовных дел майором Кузьминой. Имея в подчинении 6 следователей, которые имеют на это право, она возбудила дело сама. Хотя согласно новому УПК РФ, действующему с 7 сентября 2007 года, и Приказу начальника Следственного комитета при МВД РФ №38 от 17 декабря 2007 года начальники следственных отделов могут лишь принимать уже возбужденные уголовные дела к рассмотрению, проверять их материалы и объединять.
Кузьмина, ставшая подполковником, представила в суд копии своей «Должностной инструкции» и «Положения о следственной части при УВД Курской области» за подписью начальника СУ УВД полковника Андреева. В обоих этих документах есть пункты, явно противоречащие УПК и Приказу МВД №38. Более того, начальник следственного управления не имеет права определять объем полномочий начальника следственного отдела. В соответствии с УПК таким правом обладает лишь руководитель Следственного комитета при МВД РФ Алексей Аничин, подписавший уже упоминавшийся 38-й Приказ.
В итоге в признании возбуждения уголовных дел незаконным было отказано, несмотря на то, что бумаги из УВД вызывали определенные сомнения в их подлинности. Это подтвердила и проведенная позже независимая экспертиза. Очень подозрительно и странно, что представитель прокуратуры в суде, зная порядок действия всех нормативных документов, поддержала позицию Кузьминой. Ведь Кодекс является главенствующим по отношению к ведомственным нормативам. И если местный акт вступает в противоречие с федеральным, в соответствии с п. 2 ст. 7 УПК РФ, он должен быть отменен! Представитель прокуратуры не могла этого не знать!
Почему пошли на нарушения? В какой-то степени именно возбуждение уголовных дел на «ГРИНН» не рядовым следователем, а начальником отдела подтверждает слова Николая Грешилова о его заказном характере. Рядовой следователь наверное бы за него не взялся, не пошел на сделку с совестью, да и напрямую из высшего начальства УВД с ним никто бы не вел беседы, не подсказывал, что и как делать. Иной случай – Кузьмина, не простой следователь, а начальник следственного отдела.
Адвокаты не успокоились и обжаловали решение нижестоящего суда в областной инстанции. Одновременно отправили запрос в комитет по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы РФ. Нам удалось ознакомиться с официальным ответом из Москвы. Вот что там говорится:
* * *
«Представленные вами для изучения положение о следственной части СУ при УВД Курской области, а также должностная инструкция начальника отдела С. М. Кузьминой не соответствуют уголовно-процессуальному законодательству. Составлены без учета изменений, внесенных в УПК РФ в 2007 году в связи с образованием Следственного комитета при Прокуратуре РФ. В них имеется ряд положений, противоречащих и Приказу начальника Следственного комитета при МВД РФ №38 от 17 декабря 2007 года «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов», и, в частности, данному в нем понятию руководителя следственного органа и его полномочиям.
Законодатель не предусмотрел права руководителя следственного органа по возбуждению уголовного дела. Поэтому в Приказе, основываясь на положениях закона, еще раз закреплено то, что начальник следственного отдела только после принятия уголовного дела к своему производству обладает всеми правами следователя. В положении же о следственной части СУ при УВД Курской области в п. 1.6 закреплено, что начальники отделов следственной части и их заместители в полном объеме осуществляют полномочия следователя, то есть обладают и правом по возбуждению уголовных дел.
Положения, инструкции, принимаемые руководителями следственных управлений при УВД по субъекту РФ, не могут противоречить приказам начальника Следственного комитета при МВД. В случае их расхождения обязательным для исполнения является Приказ руководителя федерального ведомства, а положения инструкции немедленно приводятся в соответствие с ним. Утверждения о какой-то изначальности полномочий следователя у начальника следственного отдела не состоятельны и недопустимы.
Не подлежит расширенному толкованию и применению положения п. 12 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, дающего право руководителю следственного органа осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом. В рассматриваемом случае к иным полномочиям относятся лишь те, которые находятся в его компетенции, а не в компетенции других процессуальных лиц (суда, прокурора, следователя, дознавателя). Иное толкование просто абсурдно».
«Статья 146 УПК РФ дает исчерпывающий перечень лиц (субъектов), наделенных правом возбуждения уголовных дел. Такие полномочия закреплены конкретно за органом дознания, дознавателем и следователем. И этот перечень может быть изменен только путем внесения поправок в уголовно-процессуальное законодательство, что сейчас и происходит.
Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное ненадлежащим лицом, является незаконным, подлежащим отмене, а собранные доказательства в соответствии со ст. ст. 7, 75 УПК РФ признаются недопустимыми, не имеющими юридической силы и не порождают никаких последствий для признания виновности или невиновности лица.
Объем процессуальных полномочий должностного лица не может устанавливаться положениями, инструкциями, принимаемыми на уровне следственных подразделений при УВД области... Они должны соответствовать смыслу норм федеральных законов, а также основанных на них приказов, распоряжений, принимаемых руководителями федеральных правоохранительных органов – МВД, ФСБ, а также Генерального прокурора РФ, его заместителей. Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает единый и обязательный порядок уголовного судопроизводства на всей территории России. Поэтому в ч. 5 ст. 39 УПК РФ закреплено, что объем процессуальных полномочий руководителей следственных органов «устанавливается Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти».
В случае возникновения коллизий и споров о полномочиях должностного лица, руководителя следственного органа, ссылки на положения и инструкции, принимаемые в следственных органах при УВД субъектов РФ, недопустимы».
* * *
Кстати, еще в феврале этого года член Совета Федерации РФ Анатолий Лысков, депутаты Владимир Плигин и Александр Москалец внесли на рассмотрение в Госдуму проект Федерального закона «О внесении изменений в УПК РФ». Как говорится в пояснительной записке к этому документу, «законопроект направлен на дальнейшее совершенствование досудебного производства, повышение эффективности следственной деятельности и процессуального контроля». «Предлагается наделить руководителя следственного органа полномочиями по возбуждению уголовного дела», – писали законотворцы председателю Госдумы Борису Грызлову. Это же подчеркнул Владимир Плигин, председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, выступая в российском парламенте на рассмотрении законопроекта. Он был принят в 1-м чтении 2 апреля.
Как сообщили в комитете по конституционному законодательству и государственному строительству, «дата его принятия в окончательном виде не определена. Суть предлагаемых изменений связана с уточнениями процессуальных полномочий должностных лиц и, в частности, с наделением руководителей следственных органов правом возбуждения уголовных дел, которыми они до сего времени не обладают». Конец цитаты.
Как говорится, без комментариев!