Мифы и легенды Коренской ярмарки
Скопления народа издревле таили в себе опасности. Шарлатаны, мошенники, колдуны, как свидетельствует молва, – спутники сборищ. Коренская ярмарка, которой больше трех столетий, обросла своими легендами.
Выставка невест и соловьев
Первое официальное упоминание о ярмарке под Курском относится к 1708 году. А уже через 100 с небольшим лет в правительственных актах ее называют в числе трех главных ярмарок России, наряду с Нижегородской и Уральской. Именно Коренской ярмарке мы обязаны прославлению Курска в качестве «Южных торговых ворот России».
Афанасий Фет, живший в деревне по соседству – 1-й Воробьевке Золотухинского района, называл курскую ярмарку «выставкой невест». «Все проходы застилались свежею травою, по которой, подъезжая в многочисленных экипажах, разгуливали разодетые дамы. То и дело мелькали кавалерийские офицеры в полной форме с волочащимися саблями», – писал он. А Владимир Гиляровский вспоминал, что здесь торговали соловьями. Сотни рублей стоил один певец в клетке.
Начало крестным ходам было положено в 1618 году. Икона «Знамение» была перенесена из Курска в Коренную в 9-ю пятницу после Пасхи по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы. По преданию, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в городе. Картину православного шествия передает знаменитое полотно Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии», которое хранится в Третьяковской галерее. Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная пустынь.
Как рассказывают старожилы окрестных сел, «крестоходцы» почитались в народе особо. Малолетних внуков бабушки заставляли выносить за калитку ведра и бочки с водой. Кто-то выставлял за забор хлеб, овощи с огорода. По пути следования верующие подкреплялись угощением от незнакомцев. Даже в советские времена в местечке Свобода царил особый дух: не все покорились новой власти и позабыли о святости места. «Источник зацементировали, – вспоминает местный житель Валентин Павлович. – Но он все равно пробился в новом месте. Советские власти выставили охрану у родника, чтобы не подпускать никого к воде. В «надзиратели» выбрали меня и физрука училища. Но мы все равно в тайне позволяли набирать святую воду».
Помнит Валентин Павлович и то, с каким кощунством разоряли монастырское кладбище. Гробы, выкопанные экскаватором, грудой свозили куда-то. По Свободе ходит легенда о «хрустальном гробе». Рабочие наткнулись на домовину со стеклянной крышкой. Внутри лежала женщина в красивом золоченом облачении. Но как только стекло разбили, образ исчез. Окружающие увидели неприглядный скелет. А одежда на нем будто растворилась. Многие тогда приняли это за недобрый знак. Не все понимали, что причиной «чуда» стало окисление: при доступе воздуха ветхие ткани истлевают на глазах.
Малец разоблачил гипнотизера
Большинство местных почитает за удачу то, что в их родном селе проходит крупная торговая ярмарка. Однако есть контингент, который полагает, что вместе с торговцами к ним приезжают и черные маги. «После ярмарки то полотенце найдешь на заборе, то платок в огород подкинут, – подозрительно озирается баба Аня. – Это все неспроста!»
Однако «накопать» каких-либо мистических историй, как у Гоголя в «Сорочинской ярмарке», нам не удалось. Каких таких несчастий мог принести в Свободу чужой текстиль, не понятно.
Зато есть другие свидетельства. Интересные истории, к примеру, рассказывала журналисту Василию Воробьеву мама. Его семья родом из деревни 2-я Воробьевка, которая неподалеку от пустыни.
Масштабы Коренской ярмарки были небывалые: сюда съезжались известные фокусники, клоуны, канатоходцы, жонглеры С любителей зрелищ шоумены прошлого собирали немалые деньги. В один из дней на ярмарке оказался мужчина, утверждавший, будто обладает способностью проходить сквозь предметы. Любопытных зрителей не пришлось ждать, как и добровольных пожертвований. Организатор номера обещал пройти сквозь вековой дуб. Толпа замерла в молчаливом восторге, когда сквозь дерево мужчина протиснул голову, потом пошла шея, показались плечи «Да он же дурит вас, как вы не видите этого!» – вдруг прозвенел детский голос откуда-то сверху. А не успевшая опомниться толпа уже наблюдала, как обозленный шарлатан пытается достать мальчишку с дерева. Когда пришли в чувство, окружающие поняли, что артист всего-навсего стоял за дубом, а не проходил сквозь него. Толпа была одурачена с помощью гипноза. О том, что какой-то сорванец окажется на ветках, вне гипнотической зоны, обманщик попросту не подумал
Памятен и другой, более печальный случай. У состоятельной селянки пропал малыш. Женщина, не теряя надежды, месяц за месяцем пыталась отыскать ребенка. Во время очередной ярмарки она вдруг услышала знакомый голос: «Мама!» Обернувшись, упала без чувств Оказалось, что женщину окликал мальчик с изуродованным до неузнаваемости лицом. Нищенство было особой профессией в те времена. Мошенники крали детей, обезображивали их и заставляли работать на себя. Таких малюток можно было встретить на обочинах дорог, у храмов и на ярмарках
Однако далеко не все жители местечка Свобода безоговорочно верят преданиям и страшным историям прошлого. Большая часть их уповает на то, что Коренная пустынь оберегает от несчастий.
* * *
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Кандидат исторических наук, краевед Юрий Озеров провел интересное исследование. Он озадачился вопросом, правильно ли называть ярмарку Коренской и почему в названии торжища и монастыря разные суффиксы.
Выяснилось, что до революции и святая обитель, и ярмарка именовались как «Коренные». В частности, именно под таким названием ярмарка значится в важнейшем для того времени сборнике законодательных актов – «Уставе торговом» (издание 1857 года). Однако в ряде более ранних источников XVIII века, наряду с этим употреблением названий монастыря и ярмарки, встречается и их написание через суффикс «ск» – «Коренские». Это отражало специфику говора того времени.
Получается, что сейчас обитель и ярмарка будто из разного времени. В названии монастыря соблюдены последние языковые традиции, а в названии торжища – нет. Юрий Владимирович размышляет, что, возможно, такой казус возник из-за выпуска водки «Коренская». Ее век был недолог, но память могла неосознанно утвердиться в названии возрожденной ярмарки. Озеров напоминает: «Механизмы словообразования едины, как для названия монастыря, так и для этой формы периодической торговли. Не ярмарка «подарила» нам пустынь, но святое место позволило возникнуть здесь важной торговой точке».
Нелли ЕФИМОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 26 (716) от 1 июля 2008 года
Какие изменения Административного кодекса и Правил дорожного движения будут действовать с 1 июля
В жару любители холодца и макарон «по-флотски» рискуют подхватить кишечную инфекцию