Репортаж с воздушного парада над Москвой
Традиции воздушных парадов над Москвой надо возрождать – мнение руководства страны и командования ВВС на этот День Победы было единодушно. Похоже, воспитание патриотизма наконец-то объявлено очередным национальным приоритетом. Трудно не проникнуться гордостью, увидев, как 2000 тонн металла, сжатые в сверкающую серебром парадную колонну, на скорости в полтысячи километров в час наискось разрывают небо столицы от Куркино до Дзержинского.
Чтобы узнать, как готовились к параду лучшие асы ВВС России, мы отправились на подмосковную авиабазу Кубинка. Часть участников воздушного пролета (пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи», а также штурмовики «Су-25» боевого 899-го авиаполка из воронежской Бутурлиновки) взлетают отсюда. 16 самолетов летят с аэродрома Шайковка в Калужской области. 3 вертолета – с аэродрома Тушино. «Подготовка к параду заняла около 2 месяцев, – рассказал «ДДД» командующий 16-й Воздушной армией Александр Белевич. – Все подразделения, задействованные в пролете над Москвой, достойны этой чести по праву. Как известно, 237-й Гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиатехники имени маршала Кожедуба славится не только знаменитыми пилотажными группами. В его строю 29 Героев Советского Союза и два Героя России. Не меньше заслуг и у других полков. К примеру, 45-й Отдельный вертолетный полк боевого управления в 1952-м доставил в Москву из Потсдама Знамя Победы. Наши штурмовики, бомбардировщики и вертолетчики несли и несут боевое дежурство в Афганистане, Таджикистане, Чечне. Участвовали в миротворческих операциях в Сьерра-Леоне и Югославии. Всего 208 соединений и частей 16-и Краснознаменной воздушной армии награждены орденами».
В Кубинке царит напряжение. Происходящее квалифицируется как «показ высшей категории», ведь за полетом боевых машин наблюдает вся страна, президент, правительство, иностранные делегации. Особое внимание уделяется авиатехнике: готовят не только основные, но и запасные самолеты. Летный состав, что называется, «в полной боевой». Из класса предполетной подготовки, как футболисты перед решающим матчем, выходят с ощущением хорошей спортивной злости. Волнение читается на лицах пилотов-«грачей» — штурмовиков Су-25 Бутурлиновского авиаполка.
«Стрижи» и «Витязи» относительно спокойны, им к показам не привыкать. «Все интервью потом, когда прилетим», — улыбаясь, говорит начальник Центра показа, гвардии полковник Игорь Ткаченко. На ходу застегивая противоперегрузочные костюмы, натягивая перчатки и фирменные «краснозвездные» шлемы, с кислородными масками в руках, идут к самолетам. «Сухие» и «МиГи», по случаю парада наконец-то полным составом приоделись в свежевыкрашенные фирменные «ливреи» цветов российского триколора. Включены двигатели, сопла «дышат» реактивным пламенем, начинается поочередное выруливание на полосу. Взлетает тройка «Витязей», за ними еще пара. Потом бутурлиновцы, выстроившись в пилотажном порядке «пеленг», первыми уходят на Москву. Следом взлетают в небо «Стрижи».
Что такое «колбаса», и с чем ее едят
От Кубинки до центра Москвы по прямой лету – минут 10. Но для участия в параде самолеты должны еще выстроиться в определенном порядке. «Стрижи» и «Русские Витязи» успевают сформировать свой знаменитый «бриллиант» еще в небе над Кубинкой. Четверка штурмовиков и девятка «Сухих» и «МиГов» уходят в зону, которая находится несколько километров севернее, присоединяясь к остальным самолетам, участвующим в параде. Уже оттуда они возьмут курс на Красную площадь.
А в это время к точке сбора подлетают самолеты с аэродрома Шайковка. Положение каждого борта в небе рассчитано с точностью до секунды. Любители авиации, 2 месяца наблюдавшие тренировки пилотов, в Интернете даже прозвали парадную колонну «колбасой», что в шутку расшифровывается как «коллективная отработка летчиками беспрецедентного авиационного строя».
Когда последние стратегические комплексы «Тополь» с межконтинентальными баллистическими ракетами выруливают на Васильевский спуск, над главной площадью страны показываются 3 вертолета Ми-8 с реющими на ветру флагами России, Вооруженных сил и ВВС. Они проходят на высоте 200 метров. Воздушный парад открыт, вертолеты уходят в сторону, а ровно через минуту на скорости 500 километров в час над площадью взмывает воздушная армада. Первым выходит тяжелый транспортник Ан-124 «Руслан». Его ведомые – два «Су-27» – старательно держат дистанцию. За ними следует стратегический ракетоносец «Ту-160» с авиабазы в Энгельсе. Эта махина может донести ядерный заряд до любой точки мира. Белоснежного смертоносного исполина сопровождают перехватчики «МиГ-31» – рекордсмены по скорости и скороподъемности, способные вести бой даже в стратосфере.
Затем в небе разворачивается «имитация дозаправки в воздухе». К специальным шлангам «Ил-78» Орловского полка самолетов-заправщиков на глазах у восхищенных зрителей «пристыковывается» стратегический ракетоносец «Ту-95МС». Их сопровождают сверхманевренные фронтовые истребители «Миг-29». Следующий танкер идет «под конвоем» ветерана локальных войн трех последних десятилетий «Су-24М» с изменяемой геометрией крыла и новейшего фронтового бомбардировщика «Су-34». Вокруг этого самолета много шума: мол, не уступает американским аналогам. Пилотирует пока, увы, единственный в армии самолет поколения «4+» 58-летний генерал Харчевский – командир Липецкого авиацентра боевой подготовки фронтовой авиации. Следом идет тройка дальних бомбардировщиков «Ту-22м». Их сменяют Бутурлиновские штурмовики. Завершают воздушную часть парада пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи». Ведущий кубинского «бриллианта» Игорь Ткаченко поздравляет ветеранов из кабины своего «Су-27»: «Дорогие ветераны, дорогие граждане Российской Федерации, дорогие друзья! От лица пилотажных групп РФ, от главкома ВВС, поздравляем вас с Днём Победы. Желаем крепкого здоровья, счастья, успехов и уверенности в завтрашнем дне». «Финале грандиозо» – отстрел «салюта» из тепловых ловушек Миг-29. Еще несколько секунд, самолеты набирают высоту и отворачивают на запад. Каждый уходит на свой аэродром, а еще через несколько минут «Стрижи» и «Витязи» по одному приземляются на Кубинке.
– Какое впечатление от пролета над Москвой? – с ходу бросается к вышедшим из самолетов пилотам толпа журналистов с микрофонами и камерами.
– Первое впечатление – наконец-то закончился парад! – смеются летчики. – Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав тоже. Чему учили, то и показали.
– Лица зрителей видели? Для кого летаете? – не унимается кто-то, не понимающий, что на скорости 500 км в час трудно что-то рассмотреть.
– Видели! Лица зрителей были очень радостные и приветливые, как и погода, – не моргнув глазом, отвечает Игорь Ткаченко.
– А почему над базой пилотаж не покрутили на подлете?
– Не сегодня, – говорит командир. – Служба безопасности не разрешает. Сегодня мы должны выполнить главную задачу, и ничто не должно омрачить праздник. На самом деле для нас парад закончится, когда будет зачехлен и сдан под охрану последний самолет.
«А тем, кто выжил, выдали компот»
«2 месяца изнурительных тренировок стали серьезным испытанием, – говорит начальник группы руководства полетами управления авиации ВВС, полковник Александр Ещенко. – Ложился далеко за полночь, вставал в 5 часов утра. Когда тренировки только начинались, даже не верилось, что можно всю эту громаду вывести с такой филигранной точностью по времени. Основная сложность заключалась в том, что у самолета «Руслан», который летит первым, ограничение по скорости – 500 км/ч, а у остальных самолетов – 550. Получалось, что они его все время догоняют. Дабы этого избежать, пришлось применить сложные штурманские расчеты, разработать специальную стратегию полета. Поверьте, это было нелегко».
Над столицей, как и над любым другим городом, фигуры высшего пилотажа крутить запрещено. То есть самолеты просто должны были пройти парадной колонной. Максимум, что позволено пилотам, – продемонстрировать дозаправку в воздухе и произвести «салют» из тепловых ловушек. Основная сложность – скоординировать действия огромной колонны из 32 машин. Выход на точку над Красной площадью просчитывали до секунды.
– Уже в полете мы получили коррективу: время «Ч» не 10.48, а 10.50, – рассказывает командир «Стрижей» Виктор Селютин.
– Неужто это так важно, какие-то 2 минуты?
– Конечно! Мы же не на земле! Притормозить у обочины нельзя. Интервал между проходами групп всего 30 секунд, а ведь скорость, масса и расстояния между самолетами в колонне очень разные. Ну, ничего, немного поджали. В итоге, несмотря на то, что речь президента увеличилась на минуту, на площадь вышли точно в нужный момент.
«А тем, кто выжил, выдали компот», – такое одностишие написал в свое время талантливый поэт, в прошлом летчик-истребитель Владимир Юринов. Оно как нельзя лучше характеризует службу военных пилотов. Где-то шумит парад, «веселится и ликует весь народ», а пилоты, вернувшись на базу, идут в столовую. Война-войной, а обед по расписанию, надо восстановить потерянную энергию. На тарелке лежит сразу 2 вида гарнира – вермишель и картошка. А еще: на закуску жареная рыба, в супе по большому куску мяса, да и на второе на выбор 3 мясных блюда. На десерт – компот и свежие яблоки.
– В честь праздника доппаек? – удивляемся мы.
– Нет, – смеются летчики, – это традиция поваров всех летных столовых. Им сказано, что калорий должно быть много, вот и стараются.
– А как же праздничный банкет?
– Вот поедим – и сразу на банкет, – серьезно отвечают пилоты, уплетая за обе щеки.
– Кому на банкет, а кому и домой лететь, – сокрушенно вздыхают «грачи», которым после обеда предстояло возвращаться на родную базу в Бутурлиновку. – Для летчиков праздник, как для лошади: «Голова – в цветах, а все остальное – в мыле».
Марина КРАПИВНАЯ, Кубинка-Курск