Воспитание деньгами
После первых в своей жизни походов в магазин малыш плохо представляет, на каких условиях товар с полок оказывается потом в маминой сумке. Но проходит время, и ребенок замечает, что вещи в магазине мы оплачиваем, а не просто уносим. И вот уже «хочу!» двухлетнего крохи к трем годам превращается в «купи!», а потом и в «я сам!»
Становясь старше, ребенок понимает: чтобы желание исполнилось, нужно вести себя определенным образом. Например, быть вежливым, и тогда папа разрешит погулять, или убрать в комнате, и мама купит новую игрушку. Но вскоре малыш замечает, что есть некий универсальный способ, который помогает осуществить огромное количество желаний – деньги. И именно с этого момента ребенок начинает получать финансовый опыт: он учится тратить деньги и соизмерять свои желания с толщиной родительского кошелька.
Чтобы получение необходимого для жизни опыта стало возможным, детям необходимо давать деньги. Поскольку именно от этого зависит, научится ли ваше чадо грамотно ими пользоваться. Насколько успешно ребенок освоил важные навыки, вы вскоре заметите на своем семейном бюджете.
Невмешательство – это плюс
Для постижения финансового опыта нужно, чтобы своими карманными деньгами дети распоряжались самостоятельно. Родители могут советовать, на что потратить деньги, но окончательное решение – за ребенком. Иначе малыш так и не научится планировать свой бюджет. Если ваше чадо тратит всю полученную сумму на жвачки или наклейки, не мешайте ему: он учится распоряжаться деньгами. Что важнее: коньки или мобильный телефон? Диск или футбольный мяч? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за неправильный выбор. Воспитать такое отношение в первую очередь можно доверием и отсутствием мелочной опеки.
Как только ребенок получил свои первые деньги, обсудите с ним, на какой срок они ему выданы и что он может на них купить. Сразу составьте список запрещенных покупок и оговорите его неоспоримость. Например, ребенок не может покупать сигареты, алкоголь, диски и кассеты с «ужастиками». Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Поинтересуйтесь, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не навязывать свое мнение – только задавайте вопросы и выслушивайте ответы.
Умение тратить деньги можно разделить на три части:
а) подготовка к тратам;
б) сам процесс покупки;
в) анализ расходов.
Проследив за их исполнением, вы получите полезную информацию о желаниях и склонностях ребенка. Это поможет определить первые тревожные звоночки и вовремя скорректировать поведение своего чада. Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью – мол, как же ты умудрился на все 100 рублей конфет накупить? Не читайте нотацию: последствия от непрактичной покупки будут куда лучшим уроком.
Ценные ошибки
Ребенку трудно защищать свое желание, если оно противоречит мнению близких. Не отговаривайте малыша от покупки, даже если вся ваша сущность против такой варварской траты денег. Ведь у вас была возможность диктовать свои условия, когда составлялся список ограничений. Если при каждом походе в магазин мы будем устраивать детям такой «конфликт желаний», в конце концов ребенок вообще перестанет что-то хотеть. А потом, когда он вырастет, станем удивляться: почему это великовозрастное дите ничего не хочет и ничем не интересуется? А ведь, возможно, это последствия наших диктаторских методов, в результате которых собственные желания ребенка оказались похороненными под грудой чужих.
Деньги, которые не имеют определенного целевого назначения, несут прямую воспитательную цель. Без свободы нет ответственности. Если взрослые до копейки контролируют траты ребенка, он не научится быть ни экономным, ни щедрым, ни самостоятельным. Подарите ему вместе с энной суммой право на свою собственную, неоценимую по значимости ошибку!
Светлана Забегайлова