Летные подвиги курянина Мыльникова
Как-то в статье нашей рубрики «Краеведение», посвященной летчику Андрею Боровых, мы ошиблись, назвав его единственным из курян дважды Героем Советского Союза. Также две высших награды СССР – у другого нашего земляка, известного аса времен Великой Отечественной войны, Григория Мыльникова. Его имя носит улица в Курске.
Мыльников родился 25 мая 1919 года в крестьянской семье в селе Егорьевка Касторенского района Курской области. В 1939-м попал в Красную армию. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. С июля 1941-го Григорий Михайлович воевал на Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Был летчиком штурмовой авиации, командиром звена, эскадрильи, а затем заместителем командира полка. Удостоен многих орденов и медалей.
Атака в нелетную погоду
В первые месяцы войны штурмовой полк, куда попал младший лейтенант Мыльников, базировался под Ленинградом. В яростных воздушных схватках с серьезным противником молодой летчик приобрел опыт, закалил характер. Григорий старательно изучал действия в бою старших товарищей, тактику врага. Постепенно приходило мастерство. Через несколько месяцев он уже считался одним из лучших летчиков в полку.
Зимой, когда немцы плотным кольцом окружили израненный, голодающий город, ленинградцы впервые услышали фамилию Мыльникова. Фашисты начали обстрел из дальнобойных орудий, надеясь, что в промозглую нелетную погоду авиация не сможет помешать им. Снаряды методически один за другим падали на улицах. Через несколько минут после начала обстрела командир штурмового полка приказал дежурному позвать Мыльникова и Палагушина. Указав на карту, сказал: «Звонил командующий. Немцы обстреливают город. Надо помочь».
Летчики молчали. Они не ожидали, что в такую погоду пойдет разговор о вылете. Ветер стучал в окна ледяной крупой. Даже если самолет поднимется в воздух, сможет ли летчик точно выдержать маршрут, отыскать в таких условиях вражеские орудия, разбить их и возвратиться на свой аэродром? Но батарею нужно уничтожить во что бы то ни стало! И Мыльников, посмотрев на командира, негромко ответил: «Поможем!» Палагушин кивнул.
Вскоре они поднялись в воздух, хотя сквозь метель не было видно противоположного конца аэродрома. Земли не разглядеть – все закрывала белая пелена. Однако за городом видимость улучшилась, снегопад прекратился. Летчики увидели две тусклые вспышки – пушки, обстреливающие Ленинград! На бреющем полете пара вышла на батарею. Штурмовики выпустили реактивные снаряды, развернулись и ударили из пушек и пулеметов. Еще заход – и на обратный курс, опять почти вслепую.
В этот день ленинградское радио передало благодарность отважным летчикам Мыльникову и Палагушину, в сложных условиях уничтожившим вражеские пушки.
Вместо батареи – эшелон
Через несколько недель новый приказ Мыльникову: нанести удар по минометной батарее. Но цели в указанном месте не оказалось... Мыльников не мог смириться с мыслью, что полет будет безрезультатным. Он дал команду на разворот, но внезапно увидел поднимавшиеся из-за деревьев струйки дыма. Штурмовики взяли новый курс – по железнодорожному полотну шел состав, на открытых платформах стояли танки и самоходные пушки. Группа с ходу пошла в атаку и разгромила его.
После посадки Мыльников прибыл в штаб и доложил обо всем командиру. Тот недоуменно посмотрел на пилота: «Откуда там такой эшелон? Ты представляешь, как это важно? Значит, фашисты готовят наступление в районе Мги». В указанный район по приказу командующего был послан самолет-разведчик, сфотографировавший атакованный штурмовиками состав. За этот вылет маршал Говоров объявил всей группе благодарность, а Григорий Мыльников был награжден орденом Александра Невского. Ведь именно его наблюдательность, быстрая реакция и умение мгновенно принять правильное решение помогли обнаружить эшелон.
«Взяли в плен» штурмовики
Летом 1944 года эти же качества летчика помогли устранить угрозу, нависшую над его полком. Мыльников летел ведущим небольшой группы. Недалеко от аэродрома находился редкий лесок. При полете над ним Григорий заметил, как несколько человек метнулись с поляны к деревьям. «Кто это? – подумал он. – Если наши, то они не будут прятаться. Значит, враги. И так близко от аэродрома!» Группа развернулась и пролетела над самыми верхушками деревьев. При этом Мыльников несколько раз качнул крыльями. Еще заход. Штурмовики не стреляли и не сбрасывали бомб, но фашисты поняли, что обнаружены, а скрыться некуда... Когда группа пролетела над ними в третий раз, несколько человек подняли руки вверх и побежали в сторону аэродрома. В следующий заход летчики увидели, что из леса выходит большая группа немцев. Мыльников передал по радио, что самолеты «гонят пленных». Вскоре взвод охраны разоружил фашистов, которых «взяли в плен» штурмовики. Это была диверсионная группа, которой поручили произвести налет на аэродром, уничтожить охрану и самолеты, склады горючего и боеприпасов. Фашисты ожидали наступления темноты, но Мыльников вовремя обнаружил их.
На дымящемся самолете
Однажды курянин получил несколько необычное задание – нанести удар по вражескому кораблю. Готовился к полету тщательно – над морем трудно вести визуальную ориентировку. Раннее утро. Серое, затянутое облаками небо, тускло-зеленая вода внизу. Не видно горизонта, небо и вода сливаются. Где-то неподалеку должна быть цель, но нелегко найти корабль, который везет фашистов, оружие и боеприпасы. Внезапно самолет начало потряхивать, а в самолете появился дым – на борту пожар. «Что же делать? До аэродрома далеко. Значит, главное – нужно уничтожить корабль!» – с этими мыслями Мыльников выключил все потребители электроэнергии и перешел на аварийную сеть.
Маневрировать становилось все сложнее, от дыма першило в горле, слезились глаза. Мышцы ныли от напряжения. Но вот впереди мелькнула среди волн черная точка. Летчик пристально вглядывался сквозь дымовую пелену. «Да, это – цель. Наконец-то!» Мыльников резко повел самолет на снижение, направив его на центр вражеского транспорта, навстречу огню вражеских зенитных пулеметов и пушек. От разрывов снарядов самолет несколько раз подбросило. Но летчик нажал кнопки бомбосбрасывателя, и удар вышел точным. Разворачивая самолет, Мыльников увидел на том месте, где шел корабль, огромные волны от взрывов. Корабль был уничтожен.
Причина того, что произошло в самолете, выяснилась только после возвращения. Виноват оказался техник, готовивший машину к вылету. Не осмотрев ее как следует, он не заметил, что много лишней смазки на тягах управления. Та попала на детали, которые в полете сильно нагревались, стала испаряться и дымить. И вот к чему это привело! Боевая задача была выполнена только благодаря хладнокровию, мужеству и мастерству летчика.
Ас-легенда
О полетах Мыльникова создавались легенды. Из самых сложных положений он выходил победителем. Точность его ударов поражала даже опытных, видавших виды асов. Командование знало: если ведущим летит Мыльников, задание будет выполнено.
Григорий Михайлович понимал: мало самому быть хорошим пилотом, нужно научить мастерству и подчиненных. Он старался использовать каждый час свободного времени для занятий с летчиками эскадрильи. Изучали не только свою авиационную технику, но и противника, слабые и сильные стороны вражеских самолетов. После полета производили тщательный анализ своих действий в воздухе, прикидывали, все ли возможности самолета и его вооружения использовались в бою.
Изучали также тактико-технические данные и боевые возможности танков, автомашин, артиллерии противника. «Это поможет уничтожить их», – говорил Мыльников. И он был прав. Знание наземной техники позволяло летчикам быстрее ее отыскивать. Еще анализировали рельеф местности, скорость движения вражеских войск и другие факторы, исходя из этого, делали вывод, где искать цели. Учеба приносила результаты.
К сентябрю 1944 года Григорий Мыльников совершил 192 боевых вылета, нанеся большой урон врагу в живой силе и технике. За это 23 февраля 1945-го ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно запомнился Мыльникову и его товарищам боевой вылет в январе 1945 года.
Наши войска подошли к южной окраине Кенигсберга. Подступы к нему оказались укрепленными. Танки, стоявшие плотно друг к другу, открыли сильный огонь. Мины и надолбы мешали движению нашей техники, и пехота залегла. Мыльников получил приказание шестеркой «илов» нанести удар по огневым точкам противника и помочь войскам ворваться в город. Придя в район цели, наши штурмовики восемь раз атаковали врага. И когда группа легла на обратный курс, летчики увидели, что советские бойцы машут им вслед руками.
Сразу после посадки Мыльникова вызвал командир.
– Как бомбил? Своих не задел? – тревожно спросил он.
– Ударили точно, – коротко ответил пилот.
– Ну, держись: только что передали, генерал Хрюкин находился на КП и сам видел вашу работу. Сейчас на ПО-2 сюда вылетел.
Мыльников молчал. Он еще раз вспоминал всю штурмовку. Нет, вроде все правильно!
Через несколько минут приземлился легкий ПО-2. Выслушав рапорт командира полка, генерал Хрюкин приказал выстроить летный состав. Когда пилоты построились, генерал спросил:
– Кто вылетал 2 часа назад шестеркой?
По его тону нельзя было определить, что таится за вопросом, и летчики встревожились: неужели ударили по своим? Мыльников и его ведомые вышли из строя. Полк замер.
Генерал сделал несколько шагов навстречу и сказал:
– Спасибо вам. Молодцы. Помогли войскам, да еще как! Лично проверю, чтобы вас наградили за этот полет.
К февралю 1945 года на счету Мыльникова было уже 223 боевых вылета. За новые подвиги, совершенные на фронте, его наградили второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Произошло это 19 апреля 1945-го. Незадолго до окончания войны Григорий Михайлович был тяжело ранен в голову и попал в госпиталь. Ранение оказалось очень серьезным. И когда майор Мыльников поправился, с авиацией пришлось расстаться... С 1945 года он по состоянию здоровья ушел в запас.
Тяжело было штурмовику прощаться с любимым делом, но он не пал духом. В 1954 году Григорий Михайлович окончил Институт народного хозяйства имени Плеханова, жил в и работал по специальности в Москве. 28 октября 1979 года Григория Мыльникова не стало...
Его именем 7 июня 1994-го названа одна из новых улиц в Центральном округе Курска, а на родине – в селе Егорьевка Касторенского района – установлен памятник земляку, дважды Герою Советского Союза.
Олег ИВАНОВ, по материалам peoples.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Наталия Александровна
22 ноября 2010, 11:19e-mail: eremina0604@mail.ru, город: КурскВот живешь и не знаешь, чьим именем названа улица, по которой ходишь каждый день! Здорово, что есть люди, которые могут рассказать историю города, улицы, народа, страны... Восхищена личностью и подвигами Мыльникова! Лишний раз убеждаешься в том, что русская земля богата героями!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 09 (699) от 4 марта 2008 года
"Славянская клиника" в Курске: Мы превратим похудение в праздник!
Творческие конкурсы в честь юбилея ОАО «Курскгаз» продолжаются