Какие памятники могли бы появиться в Курске
В Канаде есть монумент колбасе, голландцы увековечили тюльпан, а украинцы – футбольный мяч. Фантазия скульпторов не знает предела: от знаменитого писающего мальчика в Брюсселе до композиции под названием «Лавочка порока» в Праге, посвященной проститутке. Какие оригинальные памятники могли бы появиться в Курске, выясняли корреспонденты «ДДД».
В нашем городе немало монументов, посвященных историческим событиям или реальным людям. Но все они очень серьезные. Не так давно бронзовой Русалочке в Копенгагене исполнилось 90 лет. Героиня Андерсена стала символом Дании, ежегодно миллионы туристов приезжают на нее посмотреть. В Петербурге туристы считают долгом бросить монетку на постамент, где приютился миниатюрный Чижик-Пыжик. В соседнем Воронеже несколько лет назад появился памятник котенку из мультфильма. Такие композиции формируют лицо и настроение города. С ними фотографируются, их потирают «на счастье», о них рассказывают друзьям... Курск мог бы тоже стать «приманкой для туристов», воплотись в жизнь все планы местных скульпторов.
Черт, Балда и Баба-яга в центре города
«Да кто же его посадит? Он же памятник!» – фраза из известного фильма не стала пророческой. Вначале усадили на бронзовую скамейку напротив гостиницы «Курск» композитора Георгия Свиридова. Через месяц на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев появился писатель Евгений Носов в похожей позе. Говорят, город принял памятник, когда одна из его частей начинает блестеть. Еще пару лет назад с этим в Курске было сложно. Не станешь же искать лестницу, чтобы пожать руку Ленину на Красной площади или Пушкину на Театральной. Проходя мимо памятника Свиридову, обратите внимание: носок его левого ботинка уже значительно светлее остальной скульптуры. Как только в городе стали появляться фигуры, до которых можно дотянуться руками, они тут же обросли своими приметами.
Авторы памятника Свиридову – Игорь Минин и Николай Криволапов. Они же ваяли Пушкина, стоящего на Театральной площади. Но мало кто знает, что в первоначальной задумке одним поэтом скульпторы не собирались ограничиваться. Перед драмтеатром мог раскинуться целый парк персонажей из сказок классика. «Прежде всего, нужно было изменить форму фонтана, – рассказывает Криволапов. – Он должен был стать не прямоугольной коробкой, а больше напоминать естественный водоем. На его «берегу» хотели посадить Старика с неводом...»
Николай Петрович расставляет перед нами миниатюрные статуэтки – так и не реализованные эскизы. Старик на бортике – продолжение фонтана. Рядом Балда держит зайца, уши которого торчат из мешка. «Подождите, не фотографируйте, у чертенка хвост отломился, – вздыхает Криволапов, – давно я их не доставал». Бес из той же сказки, что и Балда, согнулся под тяжестью кобылы – помните, они с главным героем спорили, кто сильнее? «Из какой сказки Баба-яга, сейчас и не вспомню, – художник демонстрирует очередную фигурку. – Главное было отлить их примерно одного роста с людьми. Тогда бы и малышня по ним лазала, и взрослым было бы интересно».
Еще в конце 70-х годов Николай Криволапов сделал других литературных персонажей. «Дон Кихот» – композиция из трех фигур по мотивам романа Сервантеса. Оригинал купил московский музей, копия стоит в курской картинной галерее. Дон Кихот, Дульсинея и Санчо слегка гротескны, очень выразительны и милы. Может, когда-нибудь их «взрослые» копии появятся на одной из улиц Курска.
«Я бы сделал памятник нищему, – мечтает Криволапов. – Бронзовый человек с протянутой рукой стал бы упреком всей стране». Интересно, о чем подумает реальный бродяга рядом с таким монументом? Наверное, о сумме, на него потраченной.
«Сплетницы» в бронзе и двухметровое яблоко
Скульптуру как повод о чем-то задуматься рассматривает и другой известный курский мастер Владимир Бартенев. Только в отличие от своего коллеги он не считает, что искусство должно решать социальные проблемы. «Фигура тогда интересна, когда имеет философское начало. Скульптура не должна быть просто «организатором пространства», – говорит Бартенев. Он делал памятник Носову и женское изваяние, знакомое каждому студенту КГУ – эта фигура стоит на 1-м этаже вуза. «Вначале ректор заказал мне копию роденовского «Мыслителя», – вспоминает скульптор. – Но повторяться не хотелось. В здании университета раньше размещалась Мариинская гимназия, отсюда и героиня – женщина».
Про свое «неизданное» Владимир Бартенев говорит охотно, но с легкой примесью горечи. Охотно – потому что давно считает, что городу нужны «абстрактные» памятники, не возносящие отдельных людей. А горечь от понимания, что вряд ли кто-то станет вкладывать в это средства. 20 лет назад посетители Всесоюзной молодежной выставки любовались его «Девушкой под зонтиком» – скульптурой, выполненной в жанре мелкой пластики. Впрочем, нередки случаи, когда такие работы становились прообразом для «больших» памятников. Бартенев представлял, как его «девушка» будет выглядеть на улице: «Ее нужно поставить на остановке, будто она вместе с остальными людьми ждет автобус».
Еще одну свою работу сам Владимир Иванович окрестил «бомжом». Хотя ничего неприятного, что ассоциируется с этим словом, в фигуре нет. Просто человек в плаще – на улице ветрено, поднял воротник. «Он спешит, – рассказывает автор. – Его хорошо поставить на оживленной улице, чтобы в толпе продолжал свой ход». А пара пожилых леди на лавочке идеально смотрелись бы в маленьком курском дворике. Образ «Сплетниц», как и многих других работ, автор «подсмотрел» из жизни.
«Хочется памятников, перед которыми не нужно было бы «скорбеть», – соглашается еще один курский скульптор Святослав Третьяков. – Чтобы они не заставляли напрягаться, а просто радовали, вызывали улыбку». Третьяков – признанный мастер «малых форм». Рельефы на Арке и фигуры, окружающие постамент памятника Пушкину, – его рук дело. В малом формате выполнена и композиция, которую приобрел белгородский музей. 50-сантиметровая скульптура изображает Пегасов – крылатых коней с невероятно длинными ногами.
«Это авторская фантазия, – поясняет автор. – Потому и пропорции не соблюдены. Если ее делать как садово-парковую скульптуру, подходящий размер 1,5–2,5 метра». Композиция называется «Мираж». Название символичное – для Курска такие вещи только мираж.
Не так давно в городе едва не появился один абстрактный памятник. Двухметровое металлическое яблоко было уже готово. Фрукт созрел в мастерской Вячеслава Клыкова, который презентовал его Курску в конце 2004 года. Общественный совет долго решал, куда его поставить. Видимо, так и не решил – куряне яблока не увидели.
Ирина Третьякова
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 04 (642) от 23 января 2007 года
Курскому кадетскому профессиональному училищу №27 равных в России нет!
Как похудеть в Новом году? На ваши вопросы отвечает «Славянская клиника»®