Осторожней с «ёлками»!
«Вспоминаю прошлогодние «ёлки» как один сплошной кошмар! — поделилась со мной подруга. — Куда только я не водила Анечку — а ей все не в радость, все через «не хочу»!» Ее слова показались мне удивительными — может ли малыш отказаться от такого заманчивого предложения? Да и вообще мне стало самой интересно узнать — всегда ли стоит брать ребенка на культурно-массовые зрелища?
Я задала эти вопросы специалисту по психологии детей дошкольного возраста Элле ПРОКОФЬЕВОЙ.
С новогодними праздниками, действительно, могут случиться «конфузы». Ведь на елках не всегда работают профессионалы, умеющие обращаться с детьми. В прошлом году ко мне привели одну девочку — на новогоднем празднике ее очень сильно испугал Дед Мороз. Он попросил малышку прочитать стишок, а она растерялась и стала рассказывать сказку. Дедушка не дал малышке подарка, и теперь мы с ее мамой убеждаем ребенка, что вообще-то он добрый и совсем не страшный.
Вообще, вопрос о том, с какого возраста начинать водить малыша на массовые мероприятия, один из самых важных и сложных. Порой для маленьких театралов или посетителей выставок яркие впечатления приближаются к шоковым. Но это отнюдь не значит, что ребенка нужно воспитывать в тепличных условиях. Его мозг ждет от мира сильных ощущений, а их отсутствие приведет к замедлению развития способностей.
Первый «выход в свет» можно сделать уже с грудным младенцем — пойти погулять к украшенной огнями елке. С 2–3-летним малышом можно сходить в гости к знакомым, у которых тоже есть дети. Можно пригласить друзей ребенка к себе, устроить домашний спектакль, а можно позвать на семейный праздник Деда Мороза или клоунов. Это позволит проверить реакцию малыша на переодевание и игру, посмотреть, как он ведет себя в незнакомой обстановке. А уже после этого можно выбрать первое массовое зрелище, на которое вы поведете ребенка. И делать это лучше всего лет в пять.
Для первого похода в театр лучше выбрать маленький зал, в котором будет идти сказка или спектакль с хорошо знакомым ребенку сюжетом (отлично подойдет кукольный театр). О том, что он увидит, стоит рассказать малышу заранее, особенно если на сцене будет показано что-то «страшное».
Между восприятием мальчиков и девочек даже в 3–5-летнем возрасте существует серьезное различие. Первые больше нацелены на зрительную информацию, вторые — на информацию слуховую. Так что если на вопрос «Что тебе больше всего понравилось в театре?» ваш сын, не задумываясь, ответит: «Огромная люстра!» — не хватайтесь за голову. Он наверняка запомнил (зрительно!) представление, и, скорее всего, спектакль ему понравился, но пересказать его содержание мальчик не сможет. Зато девочка сделает это без проблем. В ее сознании увиденное останется в виде целостной картины; в сознании мальчика — в виде нескольких ярких, хотя и не связанных между собой впечатлений. Поэтому мальчиков лучше водить на мероприятия зрелищные, девочек — на более спокойные и содержательные.
И еще. Не отказывайте ребенку в обсуждении увиденного. Желание поделиться впечатлениями закономерно, а ваш отказ может привести к тому, что малыш обидится и замкнется в себе.
Желательно посещать массовые мероприятия (во всяком случае, до старшего школьного возраста) всей семьей. Тогда ребенок не будет испытывать на них чувство глубокого одиночества, а значит, у него не исчезнет желание посещать их.
Помните, что никто не знает вашего ребенка лучше вас. Поэтому перед принятием любого решения нужно прежде всего подумать о том, как совместить чужой опыт с вашими знаниями о характере малыша.
Татьяна РАТЬКИНА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 52 (638) от 26 декабря 2006 года
Как встречают Новый год известные куряне: от домашних спектаклей до поездок в Доминикану