Курский транспорт обанкротят и акционируют
Курский транспорт никак не может выбраться из финансовой дыры, в которую его загоняет каждая новая реформа. Монетизация льгот окончательно добила МУП «ПАТП-2» – единственное в городе предприятие, обслуживающее социально значимые автобусные маршруты. Хотя задумывалось все как раз наоборот.
Как сообщил на прошлой неделе директор департамента пассажирского транспорта Курска Владимир Токмаков, ПАТП-2 находится в процедуре внешнего наблюдения, что предшествует банкротству. Неплатежеспособным предприятие стало с начала 2002 года. Главная причина – то, что на протяжении многих лет оно предоставляло право бесплатного проезда льготникам, составляющим 52% от общего числа пассажиров. Однако компенсации за эти услуги из бюджетов различных уровней поступали или очень скудные, или не поступали вовсе. Другой причиной финансовой несостоятельности «ПАТП-2» стало то, что городской бюджет не выделял дотаций на покрытие убытков вследствие разницы между установленным социально значимым тарифом на проезд в размере 4 рублей и фактической себестоимостью одной поездки – 8,33 рубля, сложившейся на конец 2004 года.
Монетизация льгот, казалось бы, должна была разрешить все проблемы. Но недовольство народных масс, вынудившее власти принять решение о едином льготном проездном, свело на нет весь замысел реформы. Так как социальный проездной на 230 рублей дешевле обычного, разницу в цене надо было компенсировать. С этим, как водится, снова проблемы, и опять убытки ложатся на транспортников. Кроме того, в последнее время резко подорожали ГСМ, подвижной состав ПАТП изношен и практически подлежит списанию.
В то же время без подобного предприятия городу никак нельзя: некому будет возить льготников, дачников, развозить народ после крупных городских мероприятий и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Учитывая важность сохранения ПАТП для Курска, отцы города нашли способ уйти от банкротства. Горсобрание постановило создать новое предприятие в форме открытого акционерного общества со 100-процентным муниципальным капиталом и функциями городского пассажирского автопредприятия. Имущество МУП «ПАТП-2», остающееся в собственности города, перейдет к новому ОАО, а уставной капитал предусмотрен из внебюджетного фонда в размере 250 тысяч рублей. Вновь созданное предприятие сможет получить кредит на приобретение новых автобусов. Всех проблем это не решит, но, похоже, другого выхода нет. О том, будет ли повышаться плата за проезд, городские власти пока не говорят.
Софья ЛЕОНИДОВА