Наш школьник рулил по Европе
Не каждый курский школьник может похвастаться тем, что был в Европе. Тем более если в Литве, например, его встречал посол, а в Калининграде – губернатор.
Наша юношеская автошкола известна в России. Ее воспитанники постоянно участвуют в разных соревнованиях (так, в 1999 году курянин Владимир Арепьев стал чемпионом России). А, заняв в этом году 5-е место в зимнем многоборье в Москве, команда получила право участвовать в международном автопробеге. За 12 дней ребята проделали путь в 4500 километров по маршруту Москва – Минск – Прибалтика – Польша – Калининград. Спонсором мероприятия выступил автомобильный завод «Рено» – на машинах именно этой марки ехали ребята. Причем большую часть пути за рулем были именно школьники.
Курская команда состояла из трех человек. Средний возраст – 15 лет. И хотя все они права получат только в 18, с легкостью «заткнут за пояс» иного профессионального водителя. Скажем, 16-летний Анатолий Мазуров выполняет так называемый «полицейский разворот» (резкий поворот машины на 180 градусов) – а это уже «высший пилотаж» автовождения. Или один из самых сложных и зрелищных элементов многоборья – синхронная езда. Расстояние между машинами не превышает 10 сантиметров, так что даже зеркала соприкасаются. Знают они и теорию ПДД: директор юношеской автошколы Михаил Гордеев обещает, один стандартный билет из 20 вопросов ребята могут решить секунд за 30. И все же не верится, что школьники могли проехать за рулем такой путь.
– Не уставали в дороге? – интересуемся мы.
– Нет, что вы, – улыбается Анатолий Мазуров, – в день километров по 200 делали, это совсем не сложно. Самый длинный отрезок – от Брянска до Гомеля – 480 км. И то приехали к обеду.
Сотрудники дорожной инспекции на местах не особо удивлялись тому, что за рулем дети. «Двигались в колонне, – говорит наш собеседник. – К тому же рядом сидели инструкторы, так что, по закону, мы даже без прав могли управлять автомобилем». Многочисленные пограничные кордоны колонна проходила без проблем. Машинам давали «зеленый коридор». Готовились к встрече ребят и на «остановках» по маршруту. «Мы постоянно держали связь с московскими организаторами, рассказывает Толя, – они, в свою очередь, видимо, договаривались с посольством стран. Так что мы приезжали на все готовое. Если кафе, то столы уже накрыты. В гостиницах номера заказаны заранее. Запомнилось, как принимали в столицах. Например, в Вильнюсе нас встречал посол России в Литве».
Дорогу на въезде в Калининград перекрыли специально для участников автопробега, устроив концерт прямо на проезжей части! Из-за этого образовалась огромная пробка.
– Но никто не сигналил и не возмущался, – вспоминает Анатолий. – Большинство водителей просто вышли из машин и смотрели с нами концерт. Представляете, сделать такой затор на дороге в Курске? Матов бы было!..
Захотел пообщаться с ребятами и калининградский губернатор Владимир Егоров. На память об этой встрече курская делегация увезла часы, подаренные главой области. Привезли для родственников и янтарные украшения – ведь треть российских запасов этого камня добывается именно в Калининграде. «Впрочем, самый ценный сувенир – это флаг Курской области, – говорит директор автошколы. – Он проехал вместе с командой весь путь, в каждом городе куряне просили встречающую сторону на нем расписаться». Начальник областного УГИБДД Александр Нарыков уже попросил подарить полотнище для музея автоинспекции.
Хотя в программе были экскурсии по городам и посещение музеев, юных водителей больше удивили европейские дороги. «В Вильнюсе практически везде есть велосипедные дорожки и специальные светофоры. – вспоминает Мазуров. – Двухколесным транспортом там пользуется уйма народа: от 5-летних детей до пожилых бабушек и дедушек». На междугородних трассах аварии часто происходят из-за того, что водитель просто засыпает за рулем. Европейцы придумали, как с этим бороться. На обочину «зеброй» наносится специальный состав или же просто толстый слой краски. Когда колеса наезжают на него, машину начинает трясти. Толик вначале оговорился, что неплохо было бы и у нас такое сделать, но потом передумал: «У нас на дорогах машину постоянно трясет, так что такую «зебру» водитель даже не почувствует».
Ирина ТРЕТЬЯКОВА