«Проказы матушки зимы». Курский вариант
Зима в средней полосе России имеет свойство затягиваться до середины марта. Обильно валит снег, дороги и тротуары покрываются льдом, пешеходы скользят и «ломаются». С крыш свешиваются угрожающе огромные сосульки, которые норовят сорваться и проломить голову какому-нибудь случайному прохожему
Правила уборки снега в Курске
Как сражаютсЯ с зимой в городе среднего уровня цивилизованности, все мы прекрасно видим сами. Что говорят чиновники? Денег не хватает, чистим центральные улицы, до периферии «руки не доходят». Однако не все знают, что существует нормативный документ муниципального уровня, строго регламентирующий этот процесс. Он распространяется и на другие времена года, но пока – о зиме. «Правила уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Курска» в пункте 3.5 определяют как первоочередные следующие работы в зимнем варианте: « обработка проезжей части дорог противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежного вала для последующего вывоза; выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, на остановках общественного транспорта »
Предусмотрены и работы второй очереди, среди которых «удаление снега (вывоз), зачистка дорожных лотков после удаления снега, скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований » Заметим, что «Правила» не делают разграничения, центральная улица или периферийная. Чистить надо везде (в Курске, увы, этого не наблюдается).
Вернемся к термину «снежный вал». Это то, что вырастает вдоль улиц, со временем приобретая грязно-коричневый оттенок, придавая городу неряшливый вид и заставляя прохожих всех возрастов каждый день «играть во взятие снежного городка». Ликвидировать этот «бруствер» между пешеходами и автомобилями почему-то никто не собирается не только во вторую очередь (как гласят «Правила»), но, похоже, и в третью очередь. Даже на улице Ленина.
Груды смерзшегося снега значительно сужают проезжую часть. Ширина снежных валов на ней по нормативам не должна превышать 1,5 метра. Причем не на какой-то технологический период (скажем, от снегопада до снегопада), а на всю зиму. Это чаще исполняется лишь в центре Курска. Но вдоль бесконечно длинных грязных куч снега с двух сторон выстраиваются машины, тем самым сужая пропускную ширину улицы в отдельных местах уже на 5–6 метров. Это вызывает транспортные пробки, создает аварийные ситуации. А еще и гололед. Естественно, произвести грейдерную уборку снега с проезжей части в таких условиях невозможно – разве что вместе с припаркованными автомобилями.
Лед надо убирать «до асфальта»
Груды сЧищенного с дороги снега занимают еще и тротуары, что категорически запрещает п. 3.8 вышеназванного документа. «Табу» нарушается сплошь и рядом: край тротуара (шириной 1–1,5 метра) в Курске как раз основное место «складирования» убранного снега. Кроме того, что «формирование снежных валов на тротуарах запрещается » не допускается и сваливать убранное с проезжей части на «территории, занятые газонами, кустарниками и прочими зелеными насаждениями». Логика очевидна, из-под деревьев, растущих как раз на том самом краю тротуара, у столбов убирать снег механизированным способом проблематично. Его участь – ждать более теплых времен. И вообще в отношении тротуара «Правила» еще более категоричны, требуя, чтобы эта часть улицы (а также «дворовые территории и проезды») были « очищены от снега и наледи до асфальта. При возникновении наледи (гололеда) производится обработка песко-соляной смесью »
Вот как, оказывается – «до асфальта». А мы уж за зиму и подзабыли, как он в нашем городе выглядит на тротуарах – он виден разве что перед зданиями городской и областной администраций. Тяжелый же инструмент для колки льда из арсенала дворников почему-то практически выбыл. Многие куряне научились перемещаться по «хоккейной площадке», в которую временами превращается весь город, будто на ногах у нас коньки. Тем, кто не сумел приспособиться (примерно по 700 человек в неделю), лечат переломы, растяжения и ушибы в травматологии. Может, всем хоккейную амуницию раздать, чтобы падать мягче было? Это было бы смешно, если б не было так грустно.
Кто виноват? Что делать?
Согласно «Правилам», ответственность за уборку территории «в радиусе 10 метров» от мест временной уличной торговли, палаток, киосков, павильонов и магазинов несут владельцы этих объектов. Но этого не выполняет почти никто. А если и чистят лед – вовсе не «до асфальта». Поэтому «грохнуться» можно в любом месте. Как быть в случае, если не удалось подняться невредимым: в итоге – больничная койка и (или) временная нетрудоспособность. Кто за это ответит? Формально – та организация, что (согласно Правилам) несет ответственность за уборку территории, где получена травма. Автоавария может быть в том же ряду. Нужно только выяснить, кто отвечает за содержание участка дороги, где наледь привела к ДТП. Пострадавшему пешеходу нужна справка от медицинского учреждения, подтверждающая факт травмы, двое свидетелей его падения на льду, и – в суд. Захватите все чеки, подтверждающие затраты на лечение. Моральной компенсации вряд ли добьетесь (хотя вписать и ее в исковое заявление обязательно стоит – размер суммы лишь зависит от вашей фантазии), а вот конкретные потери (затраты на лечение, в том числе и косвенные), компенсировать вполне реально. Правда, даже при самом удачном исходе тяжбы, пока вы чего-то добьетесь при неторопливом российском законодательстве, вашу травму исцелят, а вместо разбитого автомобиля – соберете на новый.
Готовя этот материал, я специально не стал обращаться за разъяснениями и толкованиями в разного рода организации, несущие ответственность за зимнее неблагополучие Курска – чтобы не погрязнуть в потоке «объективных причин». Потому вопросы остаются и сродни риторическим: зачем нужен муниципальный документ, если он практически не исполняется? Кто должен нести ответственность за многолетний зимний «беспредел» в Курске? Когда зимняя ситуация на улицах изменится?
В порядке гражданской инициативы: неплохо бы ввести в городской администрации такое правило: руководителям всех муниципальных предприятий, ответственных за состояние тротуаров, дворов, улиц и дорог хоть на один зимний день недели отказаться от персонального транспорта и пройтись пешочком по Курску. Возможно, учитывая, что навыков перемещения по льду у них маловато, далеко не уйдут. Но вполне можно представить, как кто-то из их подчиненных будет семенить перед ними и широкими жестами сеятеля разбрасывать на оледеневшие тротуары песчано-солевую смесь. Хоть какой-то толк будет
Виктор КРЮКОВ