Полковник Николай Дятел: «Когда я выхожу из самолета, я опасен для женщин»
Авиашоу, посвященное 60-летию Курской битвы, на аэродроме в Рышково все-таки состоялось, несмотря на печальное событие – гибель одного из его участников, курского летчика-спортсмена Валентина Мотовицкого, и на то, что погода с утра была нелетной.
К обеду уже светило яркое солнце и зрители с нетерпением ждали начала увлекательного зрелища – полетов всемирно известных российских асов. Наконец знаменитые пилотажные группы России «Стрижи» и «Русь» показали собравшимся на аэродроме курянам свое блестящее мастерство. Конечно, трагедия, произошедшая в Курске накануне праздника, не осталась без внимания. Пилот вяземской пилотажной группы «Русь» Владимир Соловьев посвятил один из своих сольных полетов погибшему коллеге. А на торжественном обеде в Халино летчики курского авиаполка и гости почтили память Валентина Николаевича минутой молчания.
Нам удалось взять интервью у командира легендарных «Стрижей» гвардии полковника Николая Дятла. Наш разговор тоже начался с трагического случая накануне авиашоу:
– Николай Михайлович, что вы как профессионал можете сказать о причинах этой катастрофы?
– Сейчас ведется служебное расследование, поэтому что-либо говорить рано. Но, судя по предварительным данным, самолет был исправен, об отказе техники речь не идет. Значит, причина – человеческий фактор. Знаете, когда пилот выполняет фигуры высшего пилотажа, многое решают доли секунды. Возраст курского пилота – 53 года. Я считаю, что пик мастерства летчика приходится примерно на 40 лет. В более старшем возрасте организм гораздо хуже переносит перегрузки, ослабевает внимание. Возможно, причина гибели курского пилота именно в этом. Но, как обстоит дело в действительности, покажет время.
– Сегодня все-таки праздник, так что давайте не будем больше о грустном. Конечно, как поется в известной песне, «первым делом самолеты», но все– таки ответьте на такой интимный вопрос: вот говорят, что такие перегрузки, которые испытывают летчики-асы, очень вредны для мужчин...
– Знаете, что я вам скажу о перегрузках (смеется), когда летчик испытывает перегрузки, вся кровь отливает от головы и приливает вниз. Так что когда я спускаюсь по трапу после полета, я просто опасен для женщин.
– Наверное, вам не раз приходилось чувствовать себя звездой, девушки ведь любят летчиков?
– То, что девушки любят летчиков, это, конечно, приятно. А вот что до «звездности»... Несколько лет назад меня пригласили в Останкино на запись одного шоу. Там был Филипп Киркоров, еще какие-то артисты. Я наблюдал за тем, как те, кого в действительности называют «звездами», поют под фонограмму. Певица открывала рот под какую-то песенку и пританцовывала, а режиссер в это время кричал ей: «Что ты там топчешься, дура! Летчика, что ли, обними!» Она послушно подошла ко мне, обняла. Потом все эти «звезды», так сказать, «нарезались» и поливали шампанским народ с одной из останкинских смотровых площадок. Так что «звезды» тоже люди.
– Николай Михайлович, сегодня вы прилетели к нам с Чкаловского аэродрома. Почему «Стрижи» сейчас не в подмосковной Кубинке, где находится ваша база, и какие полеты вам предстоят в ближайшем будущем?
– В Кубинке сейчас ремонтируют взлетную полосу. А мы и пилотажная группа «Русские витязи» временно базируемся в тверском городке Андреаполе. В Чкаловск мы прилетели, чтобы подготовиться к участию в Московском авиакосмическом салоне. МАКС-2003 стартует 19 августа и заканчивается 24-го. После этого мы летим в Польшу.
Марина КРАПИВНАЯ