Из истории курского трамвая. Фанера вместо окон, 50 копеек за проезд и трагедия на мосту
8 февраля 1943 года в ходе операции «Звезда» Курск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Это было очень радостное и долгожданное событие. Однако за 15 месяцев оккупации и военных действий городу был причинен колоссальный ущерб. Только фонд коммунального хозяйства оказался разрушенным более чем на 70%, а общий убыток, по предварительным подсчетам, составлял 55 миллионов рублей. Значительным разрушениям подверглось и трамвайное хозяйство, которое осенью 1941 года не успели эвакуировать в Новосибирск.
На основе материалов, которые хранятся в Государственном архиве Курской области, а также работ коллег историк и аспирант кафедры конституционного права ЮЗГУ Алексей Давыдов подготовил большую статью, посвященную роли горожан в деле восстановления основного вида пассажирского транспорта Курска. Мы решили пересказать ключевые ее моменты с использованием интересных данных из других источников.
К восстановлению приступили без распоряжений и указаний
Итак, по состоянию на 8 февраля 1943 года из 29 километров одиночного трамвайного пути полностью были разрушены 17, остальные – частично. Мост через Тускарь разбомбили, а Северное депо во время оккупации успело побыть ремонтной базой для немецких танков. Были разграблены вагоноремонтные мастерские, полностью уничтожены 8 трамвайных моторных вагонов, частично пострадали 25 вагонов и один прицепной. Практически ничего не осталось от контактной сети. На трамвайной подстанции было вылито трансформаторное масло, поломаны приборы и запчасти. Получили повреждения здания управления и производственных цехов. Общий объем ущерба оценивался в 3,6 миллиона рублей.
Восстановление трамвайной инфраструктуры началось уже через 11 дней после освобождения Курска. Без распоряжений и указаний горожане стремились как можно быстрее вернуть привычные элементы мирной жизни. А 10 марта по решению горисполкома заработал Трамвайный трест, который возглавил Семен Иванович Дмитриев.
Из архивных материалов известно, что не хватало стекла и досок – окна в трамваях забивали фанерой. Да что там доски, даже с бумагой были проблемы – докладные начальству и отчёты писали на обратной стороне сорванных со стен обоев.
«Восстановление хозяйства не могло осуществляться только на одной социальной активности масс, на народном энтузиазме, как бы он ни был высок. Для организации и проведения восстановительных работ требовались квалифицированные специалисты, трудившиеся на предприятии в довоенные годы. Не дожидаясь официальных распоряжений о восстановлении трамвайного хозяйства, Дмитриев обратился в исполком Курского горсовета депутатов трудящихся с просьбой отозвать из различных регионов Советского Союза бывших работников Управления трамвая для его восстановления», – написал в своей статье Алексей Давыдов.
Пошли деньги,и работа закипела
Вскоре на основании майского постановления СНК СССР было принято решение о восстановлении трамвайного хозяйства. Для проведения работ выделили 785 тысяч рублей. 16 июля 1943 года исполком Курского горсовета депутатов трудящихся принял план восстановительных работ. Согласно нему, основные мероприятия на участке Трамвайный парк – улица Добролюбова предполагалось завершить к 1 августа 1943 года. Также требовалось отремонтировать здания вагонного парка, управления и всех хозпостроек трамвайного депо.
Предусматривал план и восстановление трамвайного пути протяженностью 6 километров на улицах Ленина и Дзержинского вместе с контактной сетью. На это выделили 454 тысячи рублей.
«Следует заметить, что активность населения была направлена не только на конструктивные действия, но и на деструктивные. В записке, направленной заместителем заведующего горкомхозом Стариковым 26 марта 1943 года управляющему Трамвайным трестом Дмитриеву, о том, что на участке от Барнышевской площади до Солянки, там, где немцами были установлены орудия на трамвайных путях, расхищаются местными жителями различные дорожные элементы», – отмечает Давыдов.
Первый пошел!
«Когда 19 сентября 1943 года в городе зазвучали трамвайные звонки, люди сразу повеселели и приободрились. Чем-то тёплым, довоенным и радостным повеяло от этих старых, восстановленных маленьких трамваев, ещё не было всенародного ликования, как было позже, в мае сорок пятого, но люди, кажется, почувствовали первую победу над уходящим в небытие жестоким безвременьем», – поделился воспоминаниями очевидца сайт «Наш Остров».
В тот день, в 8 утра, трамвай №253 возобновил свою работу. Одна поездка стоила 50 копеек, столько же нужно было платить за провоз одного места багажа. В вагон нельзя было входить через переднюю площадку и ехать в ней без спецпропуска. Первый восстановленный маршрут проходил от трамвайного парка (Московские ворота) до площади Добролюбова.
В список на награждение ни один подросток не попал
Для выполнения большого объема работ трамвайному тресту было разрешено установить обязательные сверхурочные работы до трех часов в день для водителей, кондукторов, а также ремонтников.
Всего на предприятии в 1943 году вместо необходимых 196 служащих работал 121. Набирались ученики, которых к сентябрю было 21.
К восстановительным работам, кроме местных жителей, привлекались и военнопленные численностью до ста человек. Помимо этого, руководство трамвайного треста просило в ноябре привлечь на восстановительные работы еще около 30 человек.
«Необходимо отметить тот факт, что большую роль в восстановлении городского трамвая сыграли и подростки. Для награждения медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» был составлен предварительный список из 30 человек, но медалью по решению Курского облисполкома от 16 января 1946 года должны были наградить только 20 работников Трамвайного треста. В итоговой список на награждение ни один подросток не попал, но даже сам факт их включения свидетельствует о высокой их активности в восстановительных работах», – подчеркнул Алексей Давыдов.
По итогу работ в 1943 году был введен в эксплуатацию трамвайный путь длиной 6 километров вместе с небольшим кольцом в конце улицы Дзержинского и 1 километр путей в трамвайном депо. Помимо этого, восстановили участок от улицы Дзержинского до современной площади Добролюбова в 700 погонных метров двойного пути. Общая протяженность введенного в использование трамвайного пути составила 15,5 километра, хотя по плану ставилась задача восстановить 12 километров. На маршруты выехало 10, а по другим сведениям, даже 15 вагонов серии «Х» производства Мытищинского завода.
В первые послевоенные годы трамвай продолжал оставаться в Курске основным пассажирским транспортом.
Вагон пробил деревянную ограду моста и упал в Тускарь
«В спешке и стремлении восстановить довоенные показатели безо-пасность выпускалась из виду. И если к то и дело выпадавшим из вагонов пассажирам общественность успела привыкнуть, то трагедия 1947 года потрясла курян», – пишет РИА «Курск».
Все случилось на Кировском мосту. После освобождения города его восстановили в кратчайшие сроки. Но о безопасности движения по нему говорить не приходилось. Крутой спуск к нему и резкий поворот неоднократно создавали на путях аварийные ситуации.
6 ноября вагон шел вниз от площади Перекальского. Внезапно в трамвайной сети упало напряжение. Трамвай начал набирать скорость, испуганная водитель не сразу начала тормозить. Последним спасением мог бы стать ручной тормоз, но у женщины просто не хватило сил, чтобы применить его. В итоге трамвай пробил деревянную ограду моста и упал в Тускарь. Часть пассажиров успела выпрыгнуть еще на ходу – двери открывались изнутри салона вручную.
В той аварии погибли восемь человек, 30 получили травмы. Погибших хоронили за городской счёт, пострадавшим выдали талоны на одежду и дрова, ставшим инвалидами начислили пенсию.
Денис БЕРЕЖНОЙ, по материалам сборника «Люди и судьбы. ХХ век», ОКУ «Госархив Курской области» и сайта «Наш Остров»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (1533) от 5 марта 2024 года
«Футбол – это женское дело», – считает Карина Афанасьева, первый в Курске арбитр ФИФА
Сколько куряне готовы потратить на цветы и подарки к 8 Марта