«Учителя» на дороге: как с ними бороться и кто будет виноват в ДТП
Резкие и неожиданные маневры – один из излюбленных приемов «учителей» на дорогах. Зачастую конфликты возникают, когда «учителей» не пропускают в свою полосу с обочины или же сигналят им в ответ на другие необдуманные маневры. Тогда такие водители пристраиваются перед обидчиком и начинают тормозить вплоть до остановки, провоцируя ДТП. Автоэксперты портала Autonews.ru разбирались, что делать, если перед вами на дороге возник тормозящий «учитель».
Кто будет виноват, если врезаться в «учителя»
Водитель, который едет впереди и препятствует движению другого автомобилиста, неожиданно снижая скорость, нарушает п. 10.5 ПДД, объяснил в беседе с Autonews.ru ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.
«Водителю запрещено создавать помехи другим, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью», – сказал юрист.
Но это не означает, что водитель сзади автоматически освобождается от ответственности и может идти на таран. Ведь ему следует руководствоваться п. 10.1 ПДД: если есть возможность избежать ДТП, это обязательно нужно сделать, снизив скорость, вплоть до полной остановки. Также следующему позади водителю нужно помнить о пункте 9.10 ПДД, который обязывает соблюдать необходимую дистанцию до идущего впереди автомобиля.
«Получается, если произойдет ДТП, то следующий первым водитель будет однозначно виноват, – объяснил Мацала. – Но если выяснится, что у едущего следом была возможность предотвратить ДТП, а он этого не сделал, например, не затормозил, то он разделит вину с «учителем». То есть ответственность за ДТП будет солидарной, ведь второй водитель мог предо-твратить ДТП, но не сделал этого».
В свою очередь, юрист и эксперт по ПДД Катерина Соловьева указала на разные условия, в которых могут оказаться участники разборки на дороге. «Если «учитель» резко перестроился и нажал на тормоз, то обязанность соблюдать дистанцию у второго водителя тут не работает. Ведь агрессор не предоставил преимущества водителю, который следует по своей полосе, а еще у «учителя» в такой ситуации вообще не может быть оснований для резкого торможения», – считает Соловьева.
Эксперт напомнила, что, согласно ПДД, нельзя резко тормозить, кроме как для предотвращения ДТП. Также запрещено создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.
«Поэтому такой «учитель» нарушает правила. На регистраторе это будет видно. Но штрафа за это пока нет. Ни за нарушение п. 10.5 ПДД, ни за опасное вождение, – признала Соловьева. – Если бы этот пункт был прописан в 8-м разделе ПДД, то можно было бы штрафовать за нарушение правил маневрирования. А пока – нет».
Как доказать, что «учитель» резко затормозил
Доказать ответственность автохама за ДТП будет трудно, уверены эксперты. Если врезавшийся в «учителя» водитель не представит видеодоказательства либо показаний свидетелей произошедшего, то первый автомобилист при общении с ГИБДД наверняка будет полностью отрицать свою вину.
«Без веских доказательств сотрудники ГИБДД в такой ситуации виновником ДТП признают второго водителя, ведь он не соблюдал дистанцию», – объяснил Мацала.
Так же считает юрист Соловьева. По ее словам, в таком поведении «учителя» признаки опасного вождения налицо, только вот у агрессора будет масса отговорок и объяснений.
«Такой водитель скажет, что ему показалась какая-нибудь кошка или препятствие на дороге. И что он якобы тормозил для предотвращения ДТП. Опровергнуть такие аргументы практически невозможно. Подобной практики пока не сложилось», – пояснила Соловьева.
По словам эксперта, если «учитель» сначала едет со средней скоростью, а потом тормозит, и водитель в него от неожиданности въезжает, то второму грозит ответственность за несоблюдение безо-пасной дистанции.
«Поэтому нужно пытаться оттормозиться до полной остановки. Если есть регистратор, то будет проще доказать невиновность – нарушение «учителя» будет очевидным. Если записи нет, привлекайте свидетелей. Если и их нет, то при наличии очевидного спора и конфликта в суде виноватыми могут признать и обоих. А без суда при разборе в ГИБДД накажут, скорее всего, только сзади идущего», – считает Соловьева.
Иногда возмущенному автомобилисту, которого так несколько раз подрезал «учитель», хочется немедленно его догнать и разобраться. Или же призвать к ответу с помощью ГИБДД. Но в такой ситуации, признает юрист Михаил Никитин, рычагов воздействия на автохама немного. Ведь ответственности за опасное вождение в КоАП пока не прописано.
«Можно прямо в дороге позвонить в дежурную часть, представиться и оставить сообщение о том, что водитель определенного автомобиля ведет себя на дороге неадекватно: резко ускоряется, тормозит, виляет по полосе, не выдерживает боковой интервал, – рассказал Никитин. – В дежурной части передадут эту информацию ближайшему экипажу для принятия мер. Но вот будет ли у них время и возможность найти этого водителя – большой вопрос».
При этом, если инспектор ГИБДД визуально не определит, что автомобилист нарушает ПДД, самое строгое, что ему грозит, – это проверка документов и предупреждение. Если, конечно, инспектор ГИБДД не примет решение поднять всю историю водителя за недавнее время.
Если в ДТП с «учителем» есть пострадавшие
Вне зависимости от того, кто стал зачинщиком конфликта, стоит помнить, что транспортное средство – это источник повышенной опасности. Если в результате конфликта будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, то водители будут отвечать солидарно, вне зависимости от того, кто прав или виноват. Такие нормы содержит ст. 1079 Гражданского кодекса.
Autonews.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 42 (1409) от 19 октября 2021 года
Под Обоянью высадили 10500 саженцев дуба, рябины, липы и ясеня
О снятии с регистрации не проживающих в квартире невестки и внука
В Британии семья решила продать садовые статуи, а они оказались древнеегипетскими артефактами