Курян обвиняли в колдовстве
Наши предки верили, что, помимо земного мира, существует и мир мертвых, который периодически дает о себе знать. Бок о бок с обычными людьми живут ведьмы, колдуны. Имея человеческое обличие, они якобы творят зло: наводят порчу на конкретного человека, а иногда и на целые населенные пункты. Кажется, что в подобное верили в глубокой древности, но это не так. Даже в конце XVIII века курским властям приходилось разбирать жалобы на нечистую силу.
Договор с потусторонним миром
Известный этнограф Дмитрий Зеленин, живший на рубеже XIX–XX веков, приводит несколько описаний ведьм. У жителей Русского Севера: женоподобное существо с распущенными волосами, которое перед тем как полететь на дело, «оставляет свое туловище без головы под «поганым» корытом или под корытом, в котором стирают белье», после обращается в бесхвостую сороку. По преданию, работа такой ведьмы – красть плод из тела беременной женщины или домашней скотины, заменять его куском хлеба либо свинины. Как считали предки, плод ведьма сжирала.
Схожее описание нечистой присутствует у белорусов и украинцев с той разницей, что основное занятие ведьмы – отнимать молоко у коров, похищать хлеб из амбаров. По народным поверьям, передвигается она на кочерге, помеле. Считалось, что тот, кто увидит «эти тайные действия», лишится жизни: ведьма высосет кровь из человека.
Обратная ситуация с колдунами (они же – еретики). Зеленин отмечает, что чернокнижники не являются темными силами «подобно языческим шаманам лишь пользуются помощью различных представителей нечистой силы». Считалось, что колдун заключает договор с иным миром, получает оттуда помощь, но после смерти навеки становится заложником нечистой.
«Колдуну прислуживают черти, которые выполняют его поручения и, так сказать, отданы в его распоряжение, заложные покойники, а нередко также ведьмы и вампиры», – отмечает Дмитрий Зеленин.
В противовес ведьмам и колдунам ставились знахари. Можно сказать, что они выполняли роль врачей, не имели связь с нечистой. Знахарю были известны «только заговоры и целебные травы», он боролся с последствиями колдовства.
«Волхование и ворожба» в монастыре
В истории описаны несколько ярких случаев, когда жителей Курского наместничества, а потом и губернии, обвиняли в колдовстве. Один из самых известных связан с делом помещиков Мозалевских. В 1719-м рекрут Леон Федоров донес на Антона Мозалевского, что тот «ворожит, шепчет и бобами разводит, угадывает верст за тысячею и болши, что делаетца, и знает про государя, когда будет или не будет удача на боях против неприятеля».
«Мозалевского по указанному адресу не нашли, но стремление сыскать и поспешность привели к тому, что все курские Мозалевские были привезены в Преображенский приказ, – пишет доктор исторических наук Елена Смилянская. – К делу в Преображенском приказе отнеслись всерьез, но ничего не обнаружили».
Смилянская в своих работах упоминает и о жалобах крестьян села Смородиного на игумена и братию курского Знаменского монастыря. Дело было в 1736 году. Селяне обвиняли представителей церкви по 86 пунктам, упоминая «греховное житье» в монастыре, при котором находилось место «и волхвованию, и ворожбе». Также звучали обвинения в адрес архимандрита монастыря, который ездил «часу в третьем ночи» к женкам, устраивал «банкеты», «для потехи своей сделал высокой деревянной столп с колесом и при том столпе имеет медведя, которой у него по столпу лазит на колесо». За жалобами последовал крестьянский бунт. Его подавили, а братию оправдали.
«Колдовал» на костях летучей мыши
В марте 1780-го в курский совестный суд, рассматривавший ведовские случаи, поступило дело, которое возбудили после рапорта частного смотрителя секунд-майора Калашникова. В материалах имелись показания курского помещика Аммосова. С его слов, однодворец Агибалов позвал к себе проживавшего в имении поляка Михайлова «для вынашивания ястреба в лес и в удушении его за горло, и о найденных после побегу его Агибалова в его сундуке сумнительных к волшебству клонящихся тетрадишках в ящике с костьми и кореньями » Последнее обнаружили представители воеводской канцелярии, которые осматривали место преступления: до побега Агибалов украл из барского дома серебряную посуду и деньги. В связи с кражей дело поступило и в Курский нижний земской суд.
Ирина Ефремова, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской работы и информационного обеспечения Госархива Курской области отмечает, что в акте освидетельствования изъятых с места преступления предметов значилось следующее: «Ящик малиновый, в нем мелкие кости белые, признавательно лягушачьи, небольшой кусочек, незнаемо в чем сваренный, наподобие незнаемо какого кореня, тетрадка на четырех малых листах о лечении разных болезней».
Позже лекарь Севского пехотного полка Чагринцов повторно осмотрел найденные предметы и дал заключение, что в ящике « кости и мясо летучей мыши, или натапыря, а не коренья, и оно вреда никакого сделать не может». Также отмечалось, что тетрадные записи «к лечению болезней никакого отношения не имеют».
В марте того же года дело передали в Курское духовное правление, которому предстояло вынести приговор. К допросу Агибалова привлекли священника, чтобы он осуществил причастие. В июне 1780-го суд заключил следующее: «Те тетрадишки и ящик отослать к курскому городничему майору А. С. Балобанову и велеть сжечь, а его, Агибалова, хоть он и чинит запирательство употребить в земельную работу »
«Таким образом, дело с ведовским подтекстом полностью приобрело гражданский характер», – отмечает Ирина Ефремова.
Заклинание, подбивающее к блудодеянию
Еще один случай, в котором искали колдовской след, относится к 1784-му. Летом того года в Курское городническое правление обратился купец Мыльников. Он рассказал, что нанял мещанина Степана Максимова продавать квас на базаре. 18 июня Максимов, «напившись пьян, в курени лег спать, куда я, пришедши, стал его осматривать и нашел завязанные в платку незнаемо какие два корешка». В этот же день Мыльников, «начав тот квас черпать, который он (Максимов) продавал, и увидел, что плавает какое-то негодное плеутино, которое я и вынул». Позже один из крестьян нашел в курени, где спал нанятый работник, «написанный наговор».
Максимова допросили в городническом правлении. Он пояснил, что несколько дней назад к нему зашел «незнаемо какой-то мужик в курень обедать и между прочих разговоров» сказал, что «может женского полу девку или женку превратить к блудодеянию». Незнакомец продиктовал заклинание, дал корешки, сказал, как действовать: «Если какая женка или девка полюбится, то с имеющимися кореньями написанные на бумажках слова, обходя три раза, читать »
«Напившись на следующий день, подсудимый, по его заверениям, воспользоваться заговором не успел и к порче кваса никакого отношения не имеет, о чем « показал самую сущую правду и ничего не утаил», – пишет в своей работе Ирина Ефремова.
Прежде дело мещанина направили в городовой магистрат, а потом и в совестный суд («Дела колдунов или колдовства, поелику во оных заключается глупость, обман и невежество, надлежит отсылать в совестный суд, который един право имеет учинить о вышеписанном решение »). Позже магистрат составил рекомендательное письмо по которому «мещанина Максимова за волшебство наказать плетьми и употребить в работу на месяц». В июле приговор привели в исполнение.
«Подсудимый был оправдан по причине отсутствия за ним злого умысла и склонения к колдовству обманом», – указывает Ефремова.
Выпила «зелье» и забеременела
Также в курском Госархиве имеются документы, указывающие на дела, связанные с обвинениями в «бесовстве и вероотступничестве». В ноябре 1780-го духовенство Сергиевской церкви якобы заметило купца Яковлева в «бесовских изречениях и избиении охраны храма». Дебошира задержали, он был допрошен. Оказалось, что Яковлев «не более чем пьян», отношения к колдовству не имеет. Купца приговорили к «заключению под стражу в тюремной избе под караулом три дня».
В марте 1796-го поступила жалоба от вдовы рыльского купца Иевлевой. Она обвиняла фатежского дельца Басова, который снимал у нее комнату, в колдовстве. Тот якобы поил ее дочь Марфу «неким напитком, после которого та ходит, как во хмелю». Купчиха уточнила, что дочка «под Покров неожиданно родила». Последняя же утверждала: «телесного сношения» с купцом не имела.
Позже выяснилось обратное: Басов угощал Марфу всего-то водкой, а связь была, девушка пошла на нее, дабы «вступить в законное супружество». Власти решили: коммерсанта «сыскать и заставить жениться».
Людей пускали на магические свечи
По поверьям, нередко «лихие» люди шли на сделку с нечистой силой, чтобы иметь удачу в преступных делах. Например, ходили слухи, что казачий атаман, разбойник Степан Разин, возглавивший в XVII веке самое массовое крестьянское восстание, заключил договор с самим дьяволом, стал чародеем. Поупокоенный дух его будто бы и поныне оберегает многочисленные спрятанные клады, хозяйничает на Волге, покровительствует ворам и смутьянам. Последние в дореволюционной России уделяли особое внимание приметам, «магическим» предметам, которые якобы наделяли сверхъестественной силой. Так известно, что многие домушники мечтали заполучить (либо сделать) «воровскую свечу». Зажги ее перед входом в чужой дом – станешь невидимым.
Как следует из архивных документов, такая свеча изготавливалась из человеческого жира, реже – из пальца ребенка или девушки. Уголовных дел, которые до революции рассматривались в Курской губернии и были связаны с подобным, не так много. Пресса тех лет почти не пишет об убийствах ради получения органов или частей тела в ритуальных целях, однако публикует материалы о загадочных находках человеческих останков, вид которых намекает на темные дела. Так, к примеру, летом 1887-го «Курские губернские ведомости» сообщали, что в деревне Старой Бусце Дмитриевского уезда 2 июля был «найден маленький деревянный гроб, зарытый в яму неизвестно кем».
«По вскрытию в гробу оказались детский череп, рубашка, поясок и одна кость», – уточняли журналисты.
В том же году в Курской губернии слушалось дело Ефима Землянина, который задушил в лесу девушку и приготовил из ее жира свечу. Уточнялось, что ранее он и двое его знакомых «три раза покушались на такое же преступление, но неудачно». Поймали Землянина спустя семь месяцев по подозрению в воровстве. В доме курянина нашли узел с вареным мясом: платок, в котором оно находилось, принадлежал убитой девушке. Землянин признался в преступлении.
В данном случае восторжествовал земной суд. По преданию, за подобное колдовство мать-земля не принимала тело колдуна после смерти. Такой покойник, как считали наши предки, выходил по ночам из могилы. В народном предании злодей-разбойник из Орловской губернии говорит о себе: «Проклял меня Бог, земля меня не принимает, сама смерть боится и коса ее не дотронется до меня, пока не придет конец этому проклятию».
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 36 (1403) от 7 сентября 2021 года
Коронавирус в Курской области: проверка предприятий, карантин в монастыре и рекордная смертность
Курские следователи раскрыли убийство, совершенное 17 лет назад
В Испании археологи нашли крупнейший охотничий лагерь неандертальцев