Почему автомобиль теряет мощность в жару
При поездках на дальние расстояния водители замечают, что с повышением температуры воздуха машина хуже реагирует на педаль акселератора. В чем причина такого поведения, объяснили автоэксперты «Аргументов и Фактов».
Меньше кислорода
Чем выше температура, тем ниже плотность воздуха и меньше в нем кислорода. Если в одном кубометре воздуха при -20°C будет содержаться 1,4 килограмма кислорода, то летом при +30°C – всего 1,16 кг, то есть примерно на 20% меньше при одном и том же атмосферном давлении. Поэтому становится трудно дышать не только человеку, но и мотору.
Наиболее заметно влияние температуры воздуха на мощность двигателя на старых карбюраторных автомобилях. Дело в том, что система питания топливом не была рассчитана на изменение параметров смеси в автоматическом режиме. Если температурный режим менялся в течение одной поездки, например, в горы и обратно, то автомобиль реагировал на состояние атмосферы очень ярко. Чем менее плотным становился воздух, тем тяжелее мотору было тянуть автомобиль.
Сейчас за приготовление смеси отвечает не карбюратор, а электроника, которая меняет настройки впрыска с получением так называемой стехиометрической смеси, которая при данных условиях сгорает полностью без остатка вредных газов.
В зависимости от температуры окружающего воздуха должно меняться соотношение воздуха и бензина в готовящейся топливной смеси.
В пределах привычных для средней полосы температур электронный блок управления может корректировать идеальный состав, но с наступлением экстремальной жары выше 35°C возникают трудности. Электроника не может полностью компенсировать потери при впуске. А так как для нормального сгорания одной части топлива требуется около 15 частей воздуха, то с уменьшением его плотности кислорода не хватает.
На низких оборотах задыхающийся мотор еще может всасывать из атмосферы необходимое количество кислорода. Однако если обороты поднять к 4000, то воздуха уже не хватает, чтобы справиться с нагрузкой.
Блок управления двигателем, «зная» об уменьшении количества кислорода в цилиндрах из показаний данных датчика температуры и лямбда-зонда, снижает и подачу топлива. В результате мы наблюдаем падение мощности силового агрегата. Разгон получается медленный.
Немного лучше себя ведут турбированные агрегаты. Они имеют наддув, который повышает давление в два раза и более, а интеркулер охлаждает проходящий во впуск воздух, делая его более плотным. Однако при жаре в 35°C моторы все равно не могут выйти на проектную мощность. Поэтому необходимо чаще прочищать радиатор интеркулера от накопившегося мусора, чтобы поднять его эффективность в жару.
Воздушный фильтр
Еще одна причина неустойчивой работы мотора летом – воздушный фильтр. При загрязненном старом фильтре, который не менялся больше года и прошел зиму, ездить при высоких температурах опасно. Фильтрующий элемент еще больше высыхает, пыль грунтовых дорог поднимается и загрязняет ячейки. Тогда проблема недостатка воздуха тут же усугубляется. Благо грязный фильтр можно снять и вытряхнуть.
Также в жару начинаются проблемы с испаряемостью бензина. Топливо испаряется в баке и вновь конденсируется на стенках в ночное время. Происходят скачки давления, которые при неисправном или закисшем клапане создают противодавление в баке и препятствуют поступлению топлива в систему питания. Поэтому на старых машинах следует иногда открывать крышку бензобака, чтобы выровнять давление в резервуаре. Тогда насос не будет испытывать повышенных нагрузок.
«Аргументы и Факты»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 27 (1394) от 6 июля 2021 года
Деловой завтрак с Романом Старовойтом: об итогах ярмарки, генплане Курска и сакральности власти
Курский «Авангард» вернулся в ФНЛ, узнал соперников и новую формулу сезона
Куряне озолотились на первенстве и чемпионате ЦФО по спорториентированию
О перерасчете платы за вывоз мусора при временном отсутствии
Медицинский центр «Матис» в Железногорске: основные направления и преимущества