Гадания на свином хвосте и жертвоприношения кур: животные в магии курских крестьян
Суеверия и ритуалы, связанные с домашней скотиной и птицей, были неотъемлемой частью быта деревенского населения Курской губернии XIX века. Некоторые обряды кажутся безобидными, другие, наоборот, шокируют, относясь к языческим временам.
«Скот малосилен и малоценен»
Как пишут исследователи, животноводство в Курской губернии играло вторичную роль, имея преимущественно домашний характер. Крестьяне держали свиней, коров, лошадей, овец, коз, домашнюю птицу. На продажу шла только рогатая скотина и лошади. Остальную живность население курской деревни использовало для личных нужд.
«Прежде всего, скот применялся в хозяйстве в качестве тягловой силы для обработки полей, был поставщиком продуктов, материала для одежды, давал удобрения», – пишет доктор исторических наук Зинара Мухина.
В архивных документах можно найти следующее описание состояния животноводства в Курской губернии XIX века: «Скотоводство находится в самом дурном состоянии, скот по большей части мелкий и худой, что происходило от недостатка корма и от неумения крестьян ухаживать за ним».
Узнаем, что большую часть года домашние животные «находились на подножном корме, сухого же корма для скота недостаточно заготовляется, и оттого скот малосилен и малоценен».
«Уход за скотом плох и поныне; зимой корову обычно кормят соломой и поят холодной водой, – писал этнограф XIX–XX веков Дмитрий Зеленин. – В конце зимы, в бескормицу, бедняки кормят коров наполовину сгнившей соломой с крыш гумен и овинов. Нет ничего удивительного, что к концу апреля коровы уже не держатся на ногах. Их поднимают жердями и подвешивают на веревках, а под брюхо подкладывают доску».
Издревле крестьяне практиковали ритуальные праздники с домашними животными и птицами. Торжества приурочивали к дням, связанным со святыми. Те выступали покровителями домашней скотины. Предки считали: проведи тот или иной обряд в знаменательную дату – лошади, коровы, свиньи, куры будут здоровы, дадут хорошее потомство.
По традиции в праздники крестьяне забивали животное и подавали на стол неразделанным. Скотину и птицу съедали с молитвами, заговорами. По обычаю после застолья кости закапывали в хлеву, чтобы животные были плодовиты.
К примеру, на 1 января по старому стилю приходился день святого Василия Кесарийского. В народе торжество называли «свиной праздник». В этот день крестьяне Курской губернии готовили поросенка. Кости во время еды не ломали, это считалось дурным знаком. Хвост же разрезали на тонкие ломтики, после гадали. Собравшиеся в избе надевали части хвоста на палочки, затем садились кругом, в дом впускали собаку. Чей ломтик животное схватит первым – тому в скором времени предстоит выйти замуж (жениться).
Определить по коню, изменяет ли жена
Лошади в хозяйстве наших предков – кормилицы. С их помощью возделывали землю. Реже при пахоте курские крестьяне использовали коров и очень редко волов. В наших краях их было не так много, да и в народе ходили определенные суеверия: пашешь на волу с черным окрасом – дождь побьет посевы, с желтым оттенком – смерть посетит твою семью.
В день святых Флора и Лавра в Курской губернии праздновался «конский праздник». В торжество лошадей кропили около церквей святой водой, а потом устраивали скачки. В Чистый же четверг на Страстной неделе в некоторых уездах метили весь скот, выстригая клок шерсти, чтобы скотина «была здорова и благополучна». В случае с лошадью – срезали часть волос с хвоста.
В научной литературе можно найти описания ритуалов, которые связаны с «лошадиной» темой и практиковались в Курской губернии. Известно, что в северных уездах крестьянин перед началом пахоты катал по земле вареное куриное яйцо со словами: «Пусть конь будет таким же гладким и полным, как это яйцо». Затем яйцо нужно было отдать нищему, попросить его молиться за лошадь. Реже, после первой борозды, крестьяне совершали следующий ритуал: били по лбу своего коня, приговаривая: «Дай бог тебе здоровья и силы».
Знали куряне и суеверие, что если на ходу конь распряжется – значит, крестьянину изменила жена. Если же человек после сна не умылся и сразу поскакал на лошади – жди беды.
Записаны и суеверия, связанные с продажей лошади. Как указывает этнограф Зеленин, крестьянин, ее отдававший, должен был «тайком вырвать у животного клок шерсти», при этом шепнув про себя: «Мое при мне осталось».
«Нередко злые люди и колдуны срезают волосы у коровы с хвоста, а у лошади – с холки, чтобы продать ее не совсем, а наполовину: покупка окажется для покупателя неудачной, и животное вернется к прежнему хозяину», – отмечает этнограф.
Чтобы избежать этого, покупатель заводил лошадь к себе во двор не через ворота, а сквозь пролом в заборе, при этом вел животное задом наперед.
«Моление» коровы
Записаны и обряды, в которых центральной фигурой выступал крупный рогатый скот. Зеленин делает акцент на обрядовом очищении коров после отела. У наших предков родившие самки домашних животных, а с ними и рожденные телята, поросята, считались нечистыми. Существовал запрет на употребление мяса такой скотины. Чаще определялся срок в 12 дней после рождения. Такой же «мораторий» действовал, например, в отношении дойки коров, однако из-за потребности в молоке его сокращали иногда до шести дней: корову доили дважды в сутки, шесть дней приравнивали к 12 удоям.
«В первый день нередко доят даже не в подойник, а в навоз (на землю), в следующие дни – в поганый сосуд, и это молоко спаивают теленку. Такое нечистое молоко называют также молозиво», – отмечает Дмитрий Зеленин.
Существовали определенные ритуалы очищения домашней скотины после родов. Так, практиковался обряд «моления» коровы. Животное вместе с рожденным теленком мыли холодной водой, в жидкость клали серебряный крест или серебряное кольцо. Затем корову окуривали ладаном. Иногда вместо него брали мох из четырех углов дома, сухой дикий тимьян или душицу. В заговорах просили здоровья для буренки, чтобы приносила много молока и рожала не бычков, а телочек.
Известен и другой «магический» факт: коров поили росой, собранной в ночь на Ивана Купалу. Считалось, что в таком случае надои будут больше.
Немало обрядов, где задействована домашняя скотина, имели место на Рождество и Благовещение. Например, в Курской, Воронежской губерниях крестьяне кормили овец обрядовым печеньем – «копытцами» или «катушками», чтобы уберечь от болезней.
Интересна и фигура пастуха. В некоторых губерниях население считало, что он колдун и связан с лешим. Люди верили, что пастух заключает договор с нечистой силой, по которому леший охраняет стадо. За это получает плату – двух-трех буренок или же молоко из «одного, двух и даже трех сосков одной коровы». Исследователи пишут, что договор закреплялся заговором: пастух его произносил, после бросал в лес замок, запертый на ключ. Леший подбирал находку и в зависимости от желания пастуха либо запирал замок, либо отпирал. Считалось, что скот ходит лишь тогда, когда замок не закрыт.
«Некоторые пастухи, заключая такой договор, обманывают лешего, платят ему всего лишь половину куриного яйца: одну половину пастух съедает сам, а вторую отдает лешему», – указывает Зеленин.
«Куриный бог»
Особое внимание курские крестьяне уделяли курице. Она не только входила в рацион питания, но использовалась во время ритуалов. Так, в языческое время при закладке нового дома птицу приносили в жертву домовому. В Курской губернии куриную голову закапывали под одним из углов нового жилища. Предки считали, что каждое строительство «предпринимается на чью-либо голову»: после начала возведения строения кто-нибудь должен умереть, тем самым освятив новое место.
В отдельных уездах нашей губернии украинские переселенцы, въезжая в отстроенный дом, отрубали курице голову на пороге. В других случаях «на счастье» в жилище прежде запускали петуха или кошку черной масти. Были случаи, когда ее «закладывали» вместо курицы. Кошка, как известно, – любимица домового. Эхо таких «жертвоприношений» доходит и поныне. Несколько лет назад в Мантуровском районе при разборе печи в старом доме нашли скелет таинственного животного, его в СМИ окрестили «чупакаброй». Позже выяснилось: останки принадлежат кошке.
Население курской деревни верило в силу так называемого «куриного бога» (он же – «урошный камень», «курячий поп»). Так называли найденный в земле или в реке камешек, у которого было отверстие в центре. Его вешали в курятнике около насеста, чтобы несушки были плодовиты и здоровы. Он защищал и от нечистой силы.
«В этом курином боге мы склонны видеть древний каменный топор или молоток, принесенный в жертву умершим предкам, – пишет Зеленин. – Как известно, предкам нравятся именно древние вещи и орудия, то есть такие, какими они пользовались при жизни. В данном случае молоток или топор нужен предкам для того, чтобы одолеть вредящую курам кикимору».
Исследователь предполагает, что слово «бог» в данном случае имеет значение «икона»: по поверью, ночной крик кур – это их молитва, обращенная к камню (иконе), повешенному в курятнике.
В Воронежской, Тамбовской, Курской губерниях длительное время практиковались обряды, посвященные домашней птице. Например, «курячьи именины» проводили в день святых Космы и Дамиана, 1 ноября. Это ритуальный обед, который сопровождался поеданием курятины. Следили, чтобы собравшиеся за столом не ломали костей, иначе могут появиться на свет уродливые цыплята. Было и поверье, будто бы если в этот день в куриной кости просверлить дыру и бросить такую косточку в курятник, то на следующий год у всей птицы будут грудные кости с отверстиями.
Куриные яйца также ценились у наших предков: служили меновой единицей, на них покупали обновки у разъезжих торговцев. Яйцо как символ первоосновы жизни использовали в будничных и праздничных ритуалах. Первое, что приходит на ум, – Пасха. Иногда куриный продукт применяли нестандартно. Так, из книги «Правосудие в русском крестьянском быту» узнаем: для того чтобы выиграть суд, крестьянин должен был попросить на Пасху у батюшки освященное яйцо и катать его во время заседания в кармане.
Кошки и собаки – нечистые животные
Часть ритуалов предков строится на употреблении в пищу животных и птиц, но существуют и жесткие табу на еду. Из работ этнографа Дмитрия Зеленина узнаем, что на некоторых территориях Российской империи запрещалось есть то или иное мясо. Подобное объяснялось религиозными правилами или иными причинами: хозяйственными, магическими. Например, староверы и жители Крайнего Севера отказывались от свинины, связывая ее с нечистой силой, поскольку животное «жрет падаль».
У населения Курской губернии были свои запреты. Крестьяне не всегда ели телятину. Исследователи предполагают, что это объяснялось хозяйственными соображениями: теленка стоит прежде откормить. Игнорировали предки конину, мясо хищных птиц. Был запрет на мясо лебедей, журавлей. Это же касалось и голубей: например, в Обоянском уезде они являлись «божественным символом».
Традиционная сегодня закуска к пиву – раки – также не была в почете у курян. Членистоногие – это «чертовы вши», потому что питаются падалью.
Кроме того, существовали запреты на употребление мяса белки, собаки, кошки, зайца (у него, дескать, кошачья морда и собачьи лапы). Привычные сегодня четырехлапые любимцы считались нечистыми животными наряду с мышами, ассоциировались у курян с домовым, а у переселенцев с территории современной Украины – с ведьмами.
«Различают природных ведьм, с хвостом, и обученных, без хвоста, – пишет Зеленин. – И те, и другие могут превращаться в лягушек, собак, кошек, птиц, змей, даже в кусок полотна или клубок ниток».
Показательно, что провинившихся детишек старше семи лет домочадцы называли не только «подлыми», «окаянными», но и «собаками».
Запрещалось есть и пить из посуды, из которой брали пищу кот или пес. Если собака обнюхала угощение, то еду либо выбрасывали, либо «очищали» с помощью святой воды. Ее же лили и в колодец, где побывала мышь или кошка, предварительно вычерпав 40 ведер.
Примечательно, что при всем негативе, который людская молва приписывала кошкам, за их убийство на Руси полагался большой штраф. На эту сумму можно было купить коня. Такие санкции объясняются желанием отучить простой люд от языческих суеверий. Кошку могли «заложить» не только на строительстве дома, но и во время опахивания земли: к примеру, в Минской губернии по обычаю после пахоты мурок закапывали живьем.
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 48 (1363) от 1 декабря 2020 года
Губернский каток, световые консоли и 50 елок. К Новому году Курск украсят за счет спонсоров
Декада подписки на газету «Друг для друга»: ниже цен уже не будет!
Рукопашница из Курска завоевала «бронзу» Кубка мира в Минске