20 лет Пушкину. Каким мог быть памятник у драмтеатра
Взирая на площадь с высоты многометрового постамента, он декламирует свои строки. Сейчас кажется, что бронзовый Александр Сергеевич перед драматическим театром был всегда и живые сцены из «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина» у его ног разыгрываются на протяжении многих десятилетий. Не верится, что памятник Пушкину в Курске установили всего 20 лет назад – 14 октября 2000 года. Накануне юбилея мы пообщались с создателями монумента и выяснили, что композиция могла быть совсем иной.
Два авторских коллектива
Монументом занимались сразу две группы курских скульпторов. Фигуру поэта создавали Николай Криволапов и Игорь Минин. Над постаментом с рельефами и подножьем с монограммами Пушкина работали Владимир Бартенев и Святослав Третьяков.
– Конкурс выиграл наш авторский коллектив. И мы должны были заниматься всей композицией, – вспоминает события 20-летней давности Бартенев.
Памятник поэту мог выглядеть иначе, но вмешался роковой случай. Владимир Бартенев тяжело заболел и был вынужден поехать в Москву, чтобы сдать ряд анализов и пройти процедуры. Откладывать работы власти не хотели, тогда коллективу предложили компромисс: бронзовой фигурой Пушкина займется другой скульптор, победители конкурса изготовят оригинальный постамент.
У Николая Криволапова иная версия. Он утверждает, что сам выиграл конкурс, но ряд факторов, решающим из которых являлось время, сыграл свою роль. Понимая, что в этих условиях одному не справиться, скульптор согласился разделить обязанности.
Посмертная маска поэта
– Идея поставить Пушкина на высокую колонну вначале показалась странной. По моей задумке фигура должна была быть на одном уровне со зрителем, – вспоминает Николай Петрович. – Но власти настояли на постаменте. И теперь я понимаю: они были правы. Иначе памятник получился бы более камерным, что на такой площади выглядело бы странно.
Готовясь к работе, Минин с Криволаповым изучали памятники поэту, установленные в разных городах России, сравнивали, искали свой образ. Лицо лепили не по художественным портретам, каждый из которых все равно субъективен, а по посмертной маске Пушкина, которая хранится в мастерской Церетели в Санкт-Петербурге. Там же и отливали сам памятник.
– Я не хотел делать статичную фигуру, – вспоминает Николай Криволапов. – Для меня Пушкин прежде всего творец. Поэтому даже на постаменте он что-то читает, творит. Его искусство живет – именно эту мысль я хотел передать.
Скульптор изготовил эскизы еще нескольких фигур. Театральную площадь должны были украсить бронзовые герои сказок Пушкина: Балда, вынимающий зайца из мешка, черт, взгромоздивший на плечи кобылу... На бортике фонтана сидел бы Старик, поймавший Золотую Рыбку. Но у региона не хватило средств на воплощение такого масштабного проекта, и от задумки пришлось отказаться. Сейчас о ней напоминают лишь пластилиновые макеты, оставшиеся в мастерской скульптора.
28 персонажей за 28 дней
Рельефные фигуры на постаменте памятника – уникальная особенность курской композиции. Пушкин возвышается над толпой, зато его герои живут вместе с нами. Их трогают играющие у скульптуры ребятишки, рассматривают взрослые, вспоминая бессмертные произведения и удивляясь, с какой точностью переданы детали.
Именно эта детальность и характерность персонажей поражает. Особенно если знать, в каких условиях создавались рельефы.
– 28 персонажей мы создали за 28 дней, – вспоминает Владимир Бартенев. – Времени мудрить не было. Приходили с утра со Святославом Третьяковым в мастерскую: «Сегодня делаем капитанскую дочку». И делали. Я одного героя, он – второго. Шутка ли – за день создать рельеф высотой 60 сантиметров!
Изначально фигуры вырезали в пластилине. Потом поехали в Питер, где успели внести кое-какие изменения, прежде чем рельефы были отлиты в металле.
– Если присмотреться, на некоторых можно увидеть мои отпечатки пальцев, – улыбается Бартенев.
Но эти нюансы лишь придают сценам свой шарм. Скульптор признается, что это одна из его любимых работ.
– О враче говорят: если он спас жизнь хотя бы одному пациенту – не зря работал. Так же можно сказать и о художнике: если его работа кому-то понравилась... А наши фигурки отполированы прикосновением множества рук. Это лучшее признание для скульптора, – утверждает Владимир Бартенев.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото автора
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 41 (1356) от 13 октября 2020 года
Кот Куц сбежал в Курск из Мурманска и прошел 230 км до Карелии
«Динамо» начало чемпионат с побед над Москвой и Новосибирском