Евгений Карпук: «Я был принят в Союз писателей всего 7 лет назад»
26 сентября состоялись выборы нового председателя Курского регионального отделения Союза писателей России. Им стал Евгений Карпук, занимавший пост заместителя председателя по взаимодействию с властью, – члены правления проголосовали за него единогласно. Мы поговорили с Евгением Семёновичем о том, как сегодня работает организация, каким должен быть настоящий писатель и как его отыскать среди многочисленных авторов.
– Довелось слышать мнение, что ваше назначение состоялось слишком быстро после ухода из жизни 13 сентября известного курского журналиста и писателя Николая Гребнева, возглавлявшего Курское региональное отделение Союза писателей с 2010 года. Нет ли и у вас такого же ощущения?
– Это так. Но деятельность нашей организации слишком обширна, она не может функционировать без руководителя. Много организационных вопросов, включая пожарную безопасность. Как вы знаете, сейчас ведется ремонт фасада дома №6, известного курянам как «шестёрка» на Красной площади, где располагается наш Дом литератора. Проблемы приходится решать в режиме реального времени.
– Какую деятельность сегодня, помимо оргвопросов, ведёт организация?
– Курское региональное отделение Союза писателей было создано в 1958-м – оно работает уже 62 года, в нем состоят 54 человека. В 2019 году наше региональное отделение было признано лучшей писательской организацией в стране. Таким числом настоящих мастеров – прозаиков и поэтов, которые творили на нашей земле, больше не может похвастаться ни один регион. Среди них Евгений Носов, Константин Воробьев, Валентин Овечкин, Николай Асеев, Владимир Детков, Алексей Шитиков, ныне здравствующие Михаил Еськов и Борис Агеев. Творчество наших литераторов снискало тысячи поклонников на малой родине и далеко за ее пределами. Но, помимо числа дарований, анализировалась и эффективность нашего отделения. 10 лет назад, в самом начале своего руководства, Николай Гребнев выступил с инициативой учреждения Курского Союза литераторов – сегодня в нем состоят более 200 человек.
– Для чего создана эта организация?
– Пишущих людей очень много, но не каждого из них мы можем назвать гордым именем «писатель». Автор может принести нам свою рукопись на оценку. Талантливо написанное мы рекомендуем к опубликованию – в альманахе «Курские перекрестки» или отдельным изданием. При региональном отделении работает издательство «Дом детской книги», благодаря которому затраты на тираж минимизируются. В год издаём до 15 книг. Условия вступления в Союз литераторов просты: пишешь, владеешь словом – приходи с рукописями к нам. Оценим, обсудим, поправим и напечатаем достойное произведение. Представлением и голосованием примем в Союз. Новому члену Союза литераторов Курской области выдаётся удостоверение. Вступление в Союз писателей – более серьёзная история. Нужно быть автором двух изданных книг, получить рекомендации от трёх писателей со стажем, членов СПР, пройти процедуру голосования на общем собрании. После этого протокол с личным заявлением, пакетом документов и изданной книгой посылаются в правление Союза писателей России, и непосредственное решение принимается там. Случаются и отказы. Мы поддерживаем молодые таланты, при нашей писательской организации работает литературный лицей, где занимаются школьники и издают свои первые книжечки. Работает у нас и студенческий Союз литераторов. Проводим семинары и мастер-классы, в ходе которых даём рекомендации и учим владеть словом.
– Можете рассказать о некоторых приёмах?
– Помните, в самом начале фильма «Ирония судьбы» Женя Лукашин берёт гитару и исполняет песню на стихи Бориса Пастернака:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
В этих строках – ощущение присутствия, уюта, когда сидишь в тёплой комнате, а за окном зимний промозглый вечер. Но можно написать: «Идёт снег, я дома один». Писатель должен представлять происходящее сразу во всех проекциях, это и создаёт ощущение присутствия. Можно написать: «Внезапно открылась дверь, и колыхнулась штора», а у мастера это же: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дрожь». В книге «Как стать писателем» Юрий Никитин приводит такое правило: «Не вешать на каждое дерево табличку с надписью «Дерево». Что касается элементарных рекомендаций – надо избегать слов «их», «был», «который», заменяя последнее причастными оборотами, – это не писательские формы. И, конечно, для автора со словами в тексте «ихний» и «евоный» путь в писательство закрыт.
– Расскажите о том, как вы стали членом Союза писателей, ведь вы приехали в Курск из Норильска и долгое время куряне знали вас как архивного исследователя. В 2003 году создали Курское региональное историко-родословное общество, став его председателем, составили более 300 родословных, в том числе и для экс-премьер-министра Дмитрия Медведева, написали несколько десятков историй церквей и населённых пунктов, издали два художественно-документальных романа «Русская сторонка» и «Сибирская сага» по истории своего рода и вдруг стали писать художественные произведения
– Всё началось с рассказа «Пашка» – я его написал в 2010 году, услышав от знакомого курянина историю о 15-летнем пареньке на войне. Идею вынашивал две недели, а написал за два вечера. Пришёл с ним в отделение Союза писателей, где Борис Агеев, даже не дочитав до конца, произнес: «А давай мы тебя примем в Союз литераторов!» Так вошёл в организацию в 2011 году. Несколько лет спустя мой рассказ выиграл Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы», организованный сразу несколькими министерствами – обороны, культуры и образования – на него было прислано 7 тысяч работ. Позже Михаил Еськов стал подстёгивать: «Пиши, пиши», а я и не собирался продолжать. В 2013 году, уже издав несколько книг, в возрасте 55 лет стал членом Союза писателей. Процедура до момента вручения удостоверения длилась полгода. В 2014 году я написал повесть о событиях на Украине «Когда кончается детство». К этому подтолкнули теле-сюжеты о 16-летних мальчишках, которые шли на войну добровольцами. Сразу же после присоединения летом отправился в Крым – надо было собрать материал для книги. С удивлением обнаружил, что в нём ничего не изменилось с 90-х годов, когда был там в последний раз. Сегодня у меня уже издано 7 книг. Мои первые критики – жена и дочь. На супругу полагаюсь больше всего – знаю, что хвалить она меня не будет, но правду обязательно скажет. Уже около двух лет вынашиваю идею написания еще одной повести, но никак не найду времени сесть за неё.
– Почему автор напрямую не может направить своё произведение в известное федеральное издательство?
– Может, но чтобы опубликовали и начали рекламную кампанию по раскрутке книги, надо быть писателем уровня Бориса Васильева. В противном случае предложат публиковаться за свой счет. Невероятная история произошла с курским писателем Борисом Агеевым – в 24 года он работал техником-смотрителем маяка на Карагинском острове Берингова моря, это восточное побережье Камчатки. Решил, что надо написать повесть, разработав план – по четверть-половине главы в день. Через полгода у него в руках было готовое произведение «Текущая вода». А когда в отпуске гостил у друзей в Москве, отнес рукопись в журнал «Юность». И ему на маяк прислал вызов редактор, писатель Борис Полевой – в повести кое-что нужно было доработать. В октябре 1976 года она была опубликована. Позже Агеев окончил Высшие литературные курсы, сейчас у него 10 книг. Я отправлял свою художественную книгу с версией о трагедии на перевале Дятлова «Состава преступления не усматривается» в федеральное издательство, но ответа не получил. Прошу заметить, что великим мастером себя не считаю. Я писатель средней руки. Меня часто спрашивают, можно ли заработать писательством. Да, но если тираж, скажем, 40 тысяч экземпляров и ваша книга нарасхват. В случае с тиражом до тысячи экземпляров, как чаще всего у нас бывает, можно только возместить свои затраты.
– В 2015 году издательство «АСТ» благодаря публикации «Друг для друга» издало книгу «Где вы, мои родные? Дневник остарбайтера» по записям, которые вела курянка Александра Михалева с 1939 по 1949 год – она была угнана в Германию и даже в трудовых лагерях продолжила вести дневник. Он тлел на чердаке её курского дома, а перед смертью Александра Ивановна завещала своим внукам его издать.
– Это исключительный случай. Таких дневниковых записей тех лет почти не сохранилось. Это уже исторический источник, взгляд очевидца. Исходя из ценности материала издательство берет на себя все расходы и обязательства по распространению книги, заключая договор о соблюдении авторских прав с родственниками.
– Как считаете, можно ли научить писать?
– Думаю, исключено, это природное – либо чувствуешь слово, либо нет. Но тот, кому дан этот дар, будет отличаться непреодолимым желанием писать. И задача нашей писательской организации – как раз находить и поддерживать будущих Носовых и Овечкиных.
Оксана САНИЦКАЯ