Уроки истории с «Курской битвой»
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне курский изобретатель Сергей Здоровцов вспоминает, как создавал настольную игру по мотивам одного из решающих ее сражений – Курской битвы.
Увлеченная натура
Здоровцов по натуре очень увлеченный человек. Окончил Одесское мореходное училище – работал механиком в новоросийском порту. Отучился на геофаке курского пединститута – 6 лет трудился лаборантом на кафедре. Осваивая байдарку, прошел по рекам Сейм и Десна от Курска до украинского Чернигова за три недели, преодолев на веслах 650 километров. Издавал журнал в Архангельске, с головой уходил в педагогическую работу – руководил кружком в Курском центре детского и юношеского туризма.
Сегодня Сергей занимается стрельбой из лука, фотографирует и... как много лет назад – изобретает. Он разработал более 500 интеллектуальных и развлекательных настольных игр, из них 26 выпущены известными издательствами и распространены по всей стране. Особое место среди них занимает военная стратегия «Курская битва», разошедшаяся тиражом 5000 экземпляров. Уникальное изобретение вошло в Книгу рекордов Курской области, материал для которой собирал корреспондент «ДДД» Игорь Забелин.
Военная история интересовала Сергея с юности. «Мой дед – танкист, участник Курской битвы, не любил вспоминать о войне, – говорит Здоровцов. – Но в домашней библиотеке хранилось много исторической литературы, военных мемуаров, справочников по тактике, отдельным видам войск. Поэтому, когда в 1978-м на выпускном экзамене в 32-й школе попался билет о танковом сражении под Прохоровкой, ответить мне не составило большой сложности».
Настольная игра для воспитания патриотизма
Спустя много лет курянин разыграл свою «Курскую битву». «Идея создания такой настольной игры пришла, когда я увидел на стене железнодорожного вокзала Курска барельеф с изображением карты этого легендарного сражения, – вспоминает он. – Чтобы добиться максимальной исторической точности, пришлось изучить немало книг, архивных материалов – с этим помогли сотрудники нашего краеведческого музея и курский краевед Алексей Макарский. В расположении немецких частей разобраться оказалось проще, оно подробно описано. Что касается советских войск, по разным источникам одна и та же дивизия могла находиться и в одном корпусе, и в другом, либо вообще относиться к резерву».
На разработку игры ушло больше полугода. Теперь Сергей мечтает создать в Курске патриотический клуб для школьников и студентов, где они в игровой форме смогли бы развивать тактическое и стратегическое мышление. А главное – нашли бы лучшую альтернативу онлайн-играм и «неживому» общению с монитором компьютера.
Населенные пункты, реки, леса, овраги и холмистые участки, обозначенные на игровом поле, точно передают реальную географию местности на Огненной дуге. Вдоль линии фронта расставляются корпуса, которые потом складываются в армию: в распоряжении игроков все воинские соединения, задействованные летом 1943 года. Остается предугадать действия противника, не забывая о возможности внезапных вражеских авианалетов, действии разведки и незаметном передвижении резервов. Каждый ход может занимать до 40 минут, потому что цена предельно высока – победа или проигрыш не только в битве, но и во всей войне. Как пошла бы история, если поставить фишку на другую клетку?..
Алексей ПИЩУЛИН, фото автора
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 13 (1067) от 24 марта 2015 года
Курск на «Российской красавице» представит 19-летняя студентка