Ленин в курском театре: без бороды и на броневике
Тридцать лет назад в курском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Вся его жизнь». Революционную пьесу ставили по мотивам знаменитого фильма «Коммунист». В спектакле одна из ролей принадлежала Владимиру Ленину. В советское время вождь мирового пролетариата становился центральной фигурой многих произведений. Сегодня мы расскажем о курской лениниане.
Впервые образ Ильича был использован в 1924 году, практически сразу же после его смерти. Речь идет о пьесе «Гибель самодержавия» белорусского драматурга Юрия Тарича. В дальнейшем Ленин не раз выходил на театральные подмостки, становясь то центральной фигурой действия, а то и персонажем второго плана. Известны и в какой-то степени проходные пьесы, слабые в художественном плане. Однако попадались и полноценные вещи («Человек с ружьем», «Ленин в Октябре», «Кремлевские куранты»).
«Я разговаривал с Лениным»
Дебютную постановку на ленинскую тему в нашем драматическом театре показали в конце 1930-х годов. Ранее куряне неоднократно обращались к двум наиболее важным темам в истории советского государства: революции и Гражданской войне. Каждый театральный сезон в советское время открывался спектаклем, где ведущая роль отводилась народному герою: рабочему, солдату, матросу. Например, пьеса Бориса Лавренева «Разлом», посвященная восстанию на революционном крейсере «Заря». Постановку в Курске приурочили к 20-летию Великого Октября. Делали спектакль при тогдашнем худруке Александре Канине. Александр Игнатьевич учился у родоначальника МХАТа Немировича-Данченко, первые шаги в режиссуре делал под руководством театрального новатора Всеволода Мейерхольда, который позже был расстрелян.
Осенью 1938-го Канин работал над спектаклем «Человек с ружьем». Без преувеличения – это классика ленинианы. Прежде вышел одноименный фильм, затем сценарий адаптировали под театр. Центральная фигура – солдат Иван Шадрин. Сослуживцы отправляют его в Петроград передать важное письмо Ленину. Шадрин приезжает в Смольный, бродит по коридорам с чайником, ищет кипяток и натыкается на невысокого интеллигентного мужичка в костюме-тройке. Тот распрашивает солдата о фронтовой жизни. А когда собеседник уходит, Шадрин узнает от охраны, что с ним общался сам Ильич! От изумления солдат роняет чайник и, мчась по коридору, выкрикивает каждому встречному: «Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!»
Постановку «Человека с ружьем» приурочили к 35-летию сценической деятельности Александра Игнатьевича и к 150-летию со дня рождения нашего земляка, актера Михаила Щепкина. Худрук драмтеатра предложил на роль одного из опытных актеров труппы Эммануила Чернова. Он уже имел дело с историческими персонажами. Эммануил Кириллович не только сыграл Ильича в «Человеке с ружьем», но в следующие два года исполнил Сталина («Чекисты») и вернулся к ленинскому образу в «Кремлевских курантах». Увы, информация об этих спектаклях довольно скудна, однако сохранились фото и театральные программки.
С того момента вплоть до начала 50-х годов спектаклей с участием Ильича в курском драмтеатре не ставили. В 1951 году в очередном сезоне идут уже полюбившийся зрителям «Человек с ружьем» и «Незабываемый 1919-й». После этого были поставлены еще пять пьес, где роль вождя доверили актерам Яковлеву, Галактионову, Маркелову, Буренко, Ломако, Поплавскому.
Передать мысли, а не играть вождя
В 1980 году к юбилею Ленина курский драмтеатр подготовил спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова, с ней тогда работали многие труппы. Например, зрителям Ленкома запомнился Владимир Ильич в исполнении Олега Янковского. Причем был показан другой Ленин: одно из условий, которое ставил драматург – отход от шаблонного образа.
В Курске за постановку взялся главный режиссер театра Владимир Бортко. Он также отказался от иллюзии портретного сходства с главным революционером страны, не ставил цель передать особенности речи Ильича. Что внешне связывало актера и образ, так это костюм-тройка и «ленинский» галстук в горошек.
– Когда Владимир Владимирович предложил эту роль, я сначала отказался, – вспоминает Валерий Ломако, актер курского драмтеатра. – Ну какое отношение я имею к Ленину? Ни по росту, ни по другим параметрам не подхожу. На это мне ответили: в пьесе нужно передать мысли Владимира Ильича, а не играть вождя. Как это сделать? Владимир Владимирович ответил, что нужно взять и перечитать труды Ленина. Так и случилось. Чем дальше читал, тем больше погружался в атмосферу того времени, в проблемы, которые раскрывал Ленин. И, если честно, во многом был согласен с ним.
Постановку Бортко увидел не только Курск. Горячо встретили «Синих коней...» и в Волгограде, где этим спектаклем курские артисты открывали гастроли.
Из театра на броневик
«Осенью 1984-го театр вновь обратился к ленинской теме», – пишет в книге «Свет курских рамп» краевед Юрий Бугров. За основу была взята пьеса Евгения Габриловича «Вся его жизнь» в постановке Юрия Бурэ, ранее известная зрителям по фильму «Коммунист». Главный герой повествования – рядовой партиец Василий Губанов, работающий на строительстве первой советской электростанции. Это не бездушный, «шаблонный» фанатик компартии, он – личность, человек, искренне верящий в новую власть и готовый за нее умереть. В курской постановке роль Губанова отвели актеру Юрию Корчагину. «Его герой прост и обыкновенен, как многие рядовые времен революции, – пишет Бугров. – Актер показал своего героя добрым, открытым, с большим доверием к людям». В отдельных сценах зрители видят Ленина в исполнении актера Евгения Поплавского. Критики дают положительную оценку игре: «Думается, что имея такого актера, как Поплавский, театр может обратиться к работе над пьесами, где образ Ленина раскрывается полнее и глубже. Скажем, «Шестое июля» М. Шатова или «Кремлевские куранты» И. Погодина».
– Я как раз был в отпуске, отдыхал на Азовском море, – вспоминает Евгений Семенович. – Позвонила супруга: «Женя, ты утвержден на роль Владимира Ильича». По приезде в Курск сразу приступил к работе: искал материалы и литературу, посвященную Ленину, ходил в кинохронику, смотрел редкие кадры. Испытывал большое волнение, ведь в те времена люди уважали Ленина и дорожили памятью о нем. Это было свято для всех, поэтому приступал к работе с большой ответственностью».
По словам Поплавского, стояла задача максимально приблизиться к образу Ильича, сделать упор на внешность, голос, повадки вождя. Особое внимание – гриму.
– Это было сложно, – продолжает Поплавский. – Парики заказывали на «Мосфильме», в одном из них актер Каюров (один из самых знаменитых исполнителей роли Ленина – от ред.) играл в фильме «Шестое июля». К нам приезжал мосфильмовский гример, очень долго хлопотал надо мной. Мне сделали короткую стрижку, приклеили монтюр из тонкой жидкой резины, только потом надели парик. Каждый раз на грим уходило порядка трех с половиной часов. Например, если спектакль начался в шесть часов вечера, то в половине третьего я уже был в театре. Три часа грима, потом ожидание спектакля, сам спектакль два с половиной часа, в общем, к концу дня у меня голова лопалась от боли, элементарно не дышала».
В этой пьесе Владимир Ильич появляется в нескольких эпизодах, однако каждый из них по-своему хорош. «Очень тяжелые моменты для Ленина. Сначала к нему приходит человек, просит о помощи, выписать доски, гвозди для стройки, но этого нет, этого не достать. Потом партийное заседание, и тут тоже не все гладко. В последнем эпизоде – гибель человека. Даже сейчас помню свой текст: «Теряем людей! Хороших людей теряем!»
Не только в театре довелось играть вождя, но и на одном из праздников в Орле: Ленин Поплавского проехал на броневике через площадь.
– Обком прислал машину, отправились в Орел с гримером. Ночевали в гостинице, утром, в шесть часов, сделали грим. От гостиницы до площади нужно было как-то пройти незамеченным. Я в гриме, в ленинском пальто, с фуражкой, стараюсь побыстрее, побыстрее, чтобы никто не видел, и все равно ничего не получилось, люди увидели: «Смотри, смотри! Вон – Ленин!» Потом залез на броневик, поехал через площадь. Тут, конечно, буря аплодисментов. Вот тогда я впервые ощутил странное чувство, возможно, то самое чувство, которое испытывали все вожди: они где-то там, на вершине, а внизу – обычные люди. Думаю, боже ты мой, они так на всех смотрели».
Спектакль «Вся его жизнь» шел три сезона, был популярен у курян. Сейчас, конечно, трудно представить, что в нашем театре будет революционная постановка. Другое время, другие ценности, но, как считает Евгений Поплавский, в любом случае нельзя забывать свою историю, какой бы она ни была.
– Я не берусь осуждать Ленина, критиковать то время. История нашей страны и со знаком плюс, и со знаком минус. Может, по-другому не могло и не должно было случиться. А некоторые сейчас: «Ах, вот он плохой!» – и начинают громить памятники. А так нельзя. Это все наша история, нельзя из нее вырезать куски и выбрасывать.
Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Курского отделения Союза театральных деятелей России
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 49 (1051) от 2 декабря 2014 года
Успеть до боя курантов. Как вовремя установить газовый счетчик
Корреспонденты «ДДД» в Армении: знакомство с розовым городом