Курянин прыгнул с парашютом с крыши многоэтажки
Бэйсджампинг считается одним из самых опасных видов спорта: печальная статистика погибших постоянно пополняется. Многие считают их сумасшедшими, но смотрят захватывающие видео прыжков с высотных домов и антенн, выложенное в Интернете. В Курске бэйсджамперов всего четверо, и хотя они не любят «светиться», нам удалось их найти и выяснить: зачем рисковать жизнью, зная, что каждый прыжок может стать последним.
Нет права на ошибку
Рано утром на крыше 17-этажного дома на проспекте Победы собрались несколько человек, чтобы посмотреть на прыжок 20-летнего бэйсера Николая Крылова. В июне «ДДД» уже писала об этом курянине, ставшем известным всей стране как «Донбасский пленник» – парень случайно попал в заложники на Украине, поехав забрать из охваченного войной Славянска родственников своей девушки. На этот раз он совершит не менее опасный и, на наш взгляд, безумный поступок – прыгнет с парашютом с многоэтажки... Риск огромный, не вздумайте такое повторять!
Аббревиатура B.A.S.E означает прыжки (jumping) с неподвижных объектов: здания (building), антенны (antenna), мостов (span), земли или гор (earth). В отличие от прыжков из самолета, бэйс-прыжки производят с более низких высот, без запасного парашюта. Это требует серьезных навыков пилотирования куполом, чтобы в случае изменения ветра не врезаться в объект и удачно приземлиться – площадки в городе для подобных «трюков» не предусмотрены и намного меньше, чем на аэродроме.
Пока идут приготовления – проверка укладки парашютной системы, настройка камер и фотоаппаратов – мы поинтересовались у Коли, что на этот раз заставляет рисковать собой. Он познакомился с парашютом в 16 лет, сегодня на его счету около 200 успешных приземлений. Бэйсджампингом заинтересовался в этом году и уже совершил четыре прыжка. Предстоит пятый.
«Я следую поговорке: «Ставя жизнь на карту, открываешь в себе что-то новое», – говорит курянин. – Занимался многими видами экстремального спорта, каждый раз узнавая о своих скрытых возможностях. Для меня прыжок – способ уйти от проблем. Однажды услышал на аэродроме о бэйсерах, которыми восхищаются даже мастера спорта. Вот и решил попробовать».
Первый бэйс-прыжок Крылов совершил в Тверской области с опоры ЛЭП высотой 150 метров. Приехав в родной Курск, стал искать подходящие места: уже покорил одну 17-этажку на проспекте Победы и 90-метровую вышку за городом: «Бэйсджамперов могут оштрафовать за мелкое хулиганство, если мы проникнем на охраняемый объект. Но деньги – ничто, по сравнению с ощущениями от бэйса. На режимные объекты я еще не попадал, все-таки не хочется проблем с законом. Чаще обходится без задержаний: мы никому не мешаем и ничего не портим».
На вопрос, не боится ли он, что не откроется парашют, Коля ответил, что сам пока не укладывает, а пояснить попросил товарища-бэйсера, который ему в этом помогает.
«Мне с чужой укладкой было бы страшнее прыгать, а в своей я уверен, – вступает в разговор 26-летний Дмитрий, «попробовавший» «вкус» неба десять лет назад. С тех пор он совершил более 1200 прыжков с летательных аппаратов. – Для бэйс-джампинга нужна специальная парашютная система, но ее укладывать очень просто. Хороший бэйс-парашют стоит от 50 тысяч. Гибель прыгунов происходит не из-за неправильной укладки, 99% случаев – человеческий фактор: неопытность, моральная неподготовленность, самонадеянность. Надо успеть принять стабильное положение тела, то есть «лечь на поток» – в беспорядочном падении небезопасно открываться. Должен быть «нужный» ветер. Не менее важно правильное управление куполом – от ветра парашют может развернуть, тогда велика угроза столкновения с объектом. И самое главное, вовремя раскрыть парашют, иначе из-за малой высоты произойдет столкновение с землей. Поэтому «запаски» у нас не предусмотрены – открыть их физически невозможно».
«Заразившись» бэйсджампингом
В прошлом году случайно оказавшись в Екатеринбурге, Дмитрий прыгнул с 115-метровой антенны. Понял, что эти эмоции ни с чем несравнимы, и сразу купил себе специальный парашют. За год число его приземлений достигло десяти.
«Пока не прыгал только с гор, мечтаю поехать в Италию и осуществить задуманное. В Курске подходящих объектов для бэйса мало, да и высоты совсем низкие, а мне нравится подольше падать без открытия парашюта, – признался «ДДД» курянин. – Самый запомнившийся прыжок был в Галиче Костромской области с 335-метровой вышки. На нее забираться минут 40. Без парашюта туда бы и не полез: высоты боюсь, к краю крыши без своей бэйс-системы даже не подойду. И каково же было мое удивление, когда на вышке я увидел людей, просто отдыхающих там. Помню, они сказали: «Хорошо вам, обратно спускаться не надо».
– А как относятся родственники и друзья к такому небезопасному увлечению?
– Родителей стараюсь не волновать – не рассказываю всех подробностей. Друзья у меня – все парашютисты, девушка сама влюблена в небо, несколько раз прыгала с парашютом, летала на параплане В Галич поехала со мной, просила научить ее прыгать бэйс. Но тут я отказал: во-первых, опасно для жизни, во-вторых, хоть я и работаю инструктором по парашютной подготовке, бэйсу учить не буду. Многие в соцсетях добавляются, тоже просят: научи, «дай попрыгать», но они не понимают всего риска.
– То есть, например, если у меня аж 20 прыжков с самолета, все равно не разрешите прыгнуть?
– Нет. Прыжков должно быть минимум 200, причем на парашюте типа «крыло». Это опыт, необходимый для того, чтобы знать, куда лететь и как приземляться. В отличие от аэродрома, где вы приземляетесь на специальную площадку, бэйс-прыжки отличает ограниченное пространство – ровному пилотированию мешают деревья, провода, столбы и другие препятствия.
На краю крыши уже готов к старту Николай. «Когда я в прошлый раз прыгал, реакция людей удивила, – смеется Крылов. – Кто-то стоял и смотрел, от удивления не мог и слова произнести, а кто-то как шел, так даже и не взглянул в мою сторону, будто тут каждый день люди с крыш летают»
Замерло сердце Через секунду он полетел вниз, а еще через секунду послышался звук открывающегося парашюта. Представляю реакцию жителей 17-го этажа, которые случайно выглянут в окно и увидят падающего человека
Зависимость от ощущения риска
«Прыжок не опаснее поездки на машине, – считает единственная девушка-бэйсер в Курске 32-летняя Елена Сергеева. – На дорогах не меньше катастроф происходит, но люди же все равно ездят. Самолеты разбиваются, и все равно на них летают».
Курянка «в миру» ведет стандартный образ жизни офисного работника. Мало кто поверит, что хрупкая Лена впервые прыгнула с парашютом в аэроклубе в 17 лет, а теперь за ее плечами – 350 прыжков. Родители были не в восторге от увлечения дочери, но запрещать ей ничего не стали.
Появившиеся друзья-парашютисты рассказывали увлекательные истории о бесстрашных и сумасшедших бэйсджамперах. Появилась мечта попробовать это самой. Елена написала на форум любителей неба, что хочет научиться бэйсджампингу, и уже не надеялась на ответ, как вдруг пришло сообщение: «Приезжай в Москву. Научу».
Недолго думая, юная парашютистка купила билет и отправилась в столицу. Спустя восемь лет на ее счету 14 бэйс-прыжков, пять из которых она совершила в нашей области, остальные в Москве, Крыму и Франции: «В Курске, к сожалению, объектов мало, многое под строгой охраной. А все время прыгать с вышек – скучно. Минимальная высота должна быть метров 50».
Самый первый бэйсджампер Курска Константин Котов пришел в парашютный спорт, насмотревшись на отца, бравшего мальчика с собой в курский аэроклуб. Впервые он увидел парящих в воздухе людей в 6 лет, и с тех пор мысль о свободном падении не давала покоя. Едва ему исполнилось 14, Костя записался в Курский аэроклуб и наконец ощутил весь вкус полета.
Прыжки стали не только увлечением, но и профессией. Ныне – 34-летний Котов – тандем-инструктор подмосковного аэродрома Пущино. Не остановившись на 4000 авиапрыжках, в 2001 году Константин с товарищем прыгнул со 115-метровой антенны в Екатеринбурге. С тех пор совершено 107 бэйс-прыжков в Курске, Москве, Галиче, Екатеринбурге, Сочи, Харькове, в горах и в Европе.
«Прыгал с новостроек на проспекте Победы, трижды – с трубы ТЭЦ. Всегда ночью, чтобы никто не видел, – рассказывает курянин. – Попыток прыгнуть с трубы было семь: приходилось подолгу ждать, пока уйдет охранник, могло измениться направление ветра, иногда просто что-то не нравилось, и я уезжал. Одного знакомого поймали как-то на этой трубе – все-таки охраняемая зона. Подождали, пока прыгнет, а потом «повязали». Штраф заплатил – отпустили. Как-то приезжал товарищ, опытный парашютист, но когда подошли к трубе, отказался лезть. Надо доверять своему чутью – если что-то не нравится, сомневаешься, лучше не прыгай. Никогда нельзя брать человека «на слабо» – ничего хорошего из этого не выйдет».
– Что заставляет рисковать жизнью?
– Жажда адреналина. Никогда не думаешь, что это может быть твой последний прыжок. У меня жена не понимает моего увлечения, сама боится даже за руль машины сесть. Но она никогда не поставит мне условия отказаться от парашютного риска – вряд ли смогу сделать это. Иначе это уже буду не я.
Кристина УКОЛОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Дядя Вова
2 ноября 2014, 12:42Я думал, что у нас запрещена пропаганда способов самоубийств.
Николай Крылов
20 августа 2015, 00:57e-mail: dr.evil98@gmail.com, город: КурскСамоубийством занимаются те, кто бухают, курят и закидываются всякой дрянью.))) А мы делаем то, на что у других не хватает духа.