Курские бабушки показали, как женились в старину
В Брянской области прошел Межрегиональный фольклорный фестиваль «Диснянский хоровод». Туда из Курской области отправились два коллектива Железногорского района. Наши земляки представили старинный свадебный обряд и стали лауреатами.
«Диснянский хоровод» ставит цель сохранить русские народные традиции. Раз в три года в Брянск съезжаются коллективы из десятков регионов России. В этот раз количество участников превысило 350 человек. На Брянщину пожаловали представители Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Рязани, Нижнего Новгорода и других городов центра, юга России, Урала. От Курской области пригласили народный ансамбль песни и фольклора «Жизнь продолжается» и ансамбль русской песни «Возрождение». Оба коллектива из Железногорского района, в них поют почтенные жительницы сел Волково и Новоандросово. «Волковские бабушки» неоднократно участвовали в фестивалях народников, становились гостями телепередач федеральных телеканалов, выступали на одной сцене со Львом Лещенко, Михаилом Шуфутинским, Игорем Корнелюком.
Каждый раз курянки стараются представить на суд жюри что-то новое. По словам Людмилы Токоловой, руководителя ансамблей, в этот раз был показан старинный свадебный обряд из железногорской деревни Пасерково. Современникам он может показаться знакомым, однако имеет свои уникальные черты. В дом невесты наведывается жених, молодая сидит в углу хаты, путь к невесте отрезают родственники. Прежде чем будущий супруг заберет суженую, ему и сватам придется пройти ряд испытаний. По сегодняшним меркам ритуал – это целое театрализованное представление, в котором есть место и серьезным свадебным песням, и ироничным прибауткам. Например, выкупу предшествует всем известный вопрос: «Ваш товар, наш купец, что просите?», а вот ответ от родни молодой очень уж нестандартный: «Просим осьмину блох, три блина, бочку вина!» Для чего гостям праздника понадобилось столько блох, поясняется Людмила Ивановна: «Чтобы люди танцевали: они же кусают, как тут не пуститься в пляс! У нас, конечно, обошлось без блох, обсыпали гостей кондитерским маком».
Интересен и момент с елочкой, которая стоит в доме невесты. Деревце украшают разноцветные ленты, оно символизирует жизнь и прочный супружеский союз. После выкупа елочку дают в нагрузку.
По словам Людмилы Токоловой, обряд достался по наследству участницам коллектива еще от прапрабабушек и датируется как минимум XVII–XVIII веками. «Если кого заинтересует – приезжайте в село, с удовольствием поделимся записями, – говорит народник. – Такие обряды и ритуалы нужно сохранить и передать потомкам, ведь это действительно важно. Кто не знает своего славного прошлого, у того не будет и хорошего будущего».
С «Диснянского хоровода» курянки привезли диплом лауреатов, а также благодарственные письма на имя руководителя областного комитета культуры и главы Железногорского района. Но и это еще не все: после фестиваля наших землячек пригласили выступить на 70-летии Брянской области, где они пели на одной сцене с Александром Серовым.
Александр Демченко
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1035) от 12 августа 2014 года
Третейский суд в Курске – эффективный инструмент взыскания долгов
«Газпром газораспределение Курск» становится ближе к своим потребителям
Как пообщаться с руководителем военного следственного управления