Загадки старинного курского храма
Мы не раз рассказывали об Ильинском храме – том самом, что расположен за Домом книги и отражается в зеркальных окнах банка на улице Ленина. Но сегодня речь пойдет о не совсем привычных читателю деталях. Впрочем, сперва все же о традиционной истории
Монастырь на месте «убогого дома»
В начале XVII века на месте нынешнего Ильинского храма был «убогий дом». Здесь находили последний приют люди, которые по завершении земного пути не могли быть похоронены на кладбище: безродные, нищие, умершие во время мора, утопленники, жертвы суицида, казненные, убитые молниями
«Убогие дома» на Руси были известны еще в XV веке. Они представляли собой, как правило, сараи или амбары с глубокими ямами, куда просто сваливали мертвые тела. При этом христианские обычаи проводов в вечный путь не соблюдались, и как бы церковь ни боролась с подобным невежеством, люди просто не давали хоронить некоторых покойников на кладбище.
Позднее церковь ввела запрет на погребение свезенных в ямники останков. Так, патриарх Филарет в 1619 году повелел не отпевать самоубийц, умерших в пьяном угаре и погибших вследствие несчастного случая.
В 1619 году монах Корниил Брагин основал на этой площадке Божедомский монастырь, посвященный святым Илье Пророку и Николаю Чудотворцу. Со временем монастырь соединился с Рождество-Богородицким (ныне Знаменским). Но еще раньше, в 1612-м, во время осады курской крепости поляками и запорожцами, «убогий дом» был сожжен, а его прислужники уничтожены.
Неподалеку от Ильинского храма когда-то стоял дом семьи Исидора и Агафьи Мошниных, родителей Прохора Мошнина (будущего преподобного Серафима Саровского). Именно в нем крестили прославленного подвижника православия.
В 1768 году на месте деревянной церкви было построено нынешнее здание, а церковь получила имя Ильи Пророка. После слома в 1788-м Воскресенского собора Знаменского монастыря церковь Ильи Пророка получила его престол, сменив название на Воскресенский собор. С того момента до 1833 года он являлся главным храмом в городе. В 1904–1907 годах реставрацию церкви осуществил архитектор строительного отделения Курского губернского правления Б. А. Альберти.
До революции усадьба Ильинской церкви занимала весь северо-восточный угол улицы Московской (ныне улица Ленина) и Троицкого переулка. На самом углу находился большой двухэтажный церковный дом, от сдаваемых в аренду помещений которого храм получал немалый доход. Первый этаж его в начале XX века занимали магазины: аптекарский, готовой обуви, мануфактурный. На втором этаже располагалось курское отделение Московского международного торгового банка, а позже – банк. Ильинской церкви также принадлежала церковно-приходская школа, помещавшаяся в доме потомственной почетной гражданки А. И. Гладковой на улице Чистой (ныне Кирова, 2). В ней обучались тогда 82 мальчика и 35 девочек. Славилась церковь и своим хором певчих.
Два ящика с черепами в церковном подвале
После революции Ильинский храм лишился многого из того, чем обладал прежде: собственного дома, 400 томов церковной библиотеки, метрических книг, хранившихся с 1774 года, финансовых ресурсов... После закрытия его в 1926-м здесь на долгие годы разместился губернский архив. По сути, про храм просто забыли, загородив от обозрения. Могу подтвердить этот факт, поскольку с самого раннего детства жил с родителями в доме рядом (№13 на улице Ленина) и только гораздо позже узнал, что буквально через стенку стоит былой храм.
Лишь в январе 1995 года церковь вновь открыла свои двери для прихожан. А скоро возникла планировочная идея отразить его в зеркале нового здания – как компенсация за незаслуженные архитектурные потери.
Несколько лет назад мне волею судеб довелось побывать в подклете (подвале) этой церкви. Вернее, в том раскопе, который возник благодаря трудолюбию и неравнодушию некоторых трудников храма. Передо мной предстала старинная кирпичная печь, надо понимать, ровесница самого храма (1768 год), а может, и старше. Располагалась она ниже уровня фундамента, в ее конструкцию были включены кирпичные воздуховоды и дымоходы. В те времена отопительные системы храмов были одной из вершин инженерного искусства.
Но самым интересным оказались два ящика с черепами, хранившиеся рядом с печкой. Судя по всему, при расширении подклета кто-то вскрыл слой человеческих костей – одну из тех ям («скудельниц»), в которой до 1619 года без отпевания и гробов хоронили клиентов «убогого дома». Понятное дело, места таких «социальных» захоронений не хранили в исторической памяти. Вполне вероятно, что где-то окрест когда-нибудь строители наткнутся на очередные ямы и заглянут в пустые глазницы своих если не предков, то их современников.
Если исходить из предположения, что человеческие останки в подклете храма это действительно следы «убогого дома», то им не менее 400 лет, и они гораздо старше не нынешнего храма, но и его деревянного предшественника.
Виктор КРЮКОВ, фото Сергея МАТВЕЕВА, из архива автора
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Вася
23 мая 2022, 10:43На стене храма висит табличка, на которой написано, что В ЭТОМ ХРАМЕ (выделено мной) крестился Прохор Машнин. Можно ли считать, что В ЭТОМ ХРАМЕ, ведь этот храм построен позже крещения Прохора. Кроме того, в литературе встречаю, что новый храм построен не на том-же месте, а рядом.
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 20 (1439) от 17 мая 2022 года
В регионе зарегистрирован первый случай клещевого боррелиоза